Шомронский центр изучения экономической политики

На пути к эффективным институтам

16.11.2012
by Moshe
0 comments

Обама-2012. Можно ли одолеть соблазн бесплатного сыра?

Сам Ромни естественно жаловался и жалуется что нельзя. Что если 47% заведомо не проголосуют за него потому что зависят от бюджета то тут вытянуть победу почти невозможно.

Рав Пружанский утверждает категорически:   Ромни проиграл не из-за урагана Сэнди, не потому что провел слабую кампанию и не потому, что республиканцы могли выбрать кандидата получше … Ромни проиграл потому, что консервативные добродетели – они же традиционные Американские добродетели – свобода, упорный труд, свободное предпринимательство, частная инициатива и стремление к моральному лидерству – не способны более увлечь или даже просто расшевелить большинство  американских избирателей … простейшая причина поражения Ромни в том, что невозможно бороться против соблазна бесплатного сыра (ближе и точнее перевод более грубый, жаргонный – “соблазна халявы”).

[Romney did not lose because of the effects of Hurricane Sandy that devastated this area, nor did he lose because he ran a poor campaign, nor did he lose because the Republicans could have chosen better candidates,  …     Romney lost because the conservative virtues – the traditional American virtues – of liberty, hard work, free enterprise, private initiative and aspirations to moral greatness – no longer inspire or animate a majority of the electorate   … The simplest reason why Romney lost was because it is impossible to compete against free stuff.]

Краткосрочно с равом согласиться трудно. Консерваторы часто выигрывают выборы. Избиратель их охотно приглашает натаскать каштанов из огня после чего – по сложившейся еще с Черчилля недоброй традиции гонит прочь.

Разрыв на выборах 2012 был небольшим.

Сильный консервативный кандидат (я бы и сам, кстати, с удовольствием проголосвал бы За Германа Кейна), пусть лично не столь славный парень с чудесной семьей, как Ромни,  но глубоко уверенный в правоте, в святости своего дела; кандидат,  преданный сам тем самым Американским принципам  – мог бы зажечь на 1-2% больше избирателей и победить.

Не зря на праймериз до момента когда бедные финансами кандидаты – консерваторы сошли с дистанции Ромни не имел большинства делегатов к съезду. Причем судя по дискуссиям в социальных сетях многие голосовали за Гингрича или Санторума просто потому, что они “не-Ромни”. Можно представить себе с какой охотой цвет актива республиканцев потом  агитировал за Ромни  “просто потому что он не-Обама”.

Штаб Ромни вел вялую и слабую кампанию именно потому что его мейнстримное окружение как и он воспринимали свою программу для Америки как бесспорно более эфективную, но не как более моральную, честную, благородную.

Лишь изредка, реагируя на оглушительные ляпы Обамы (типа “Это не Вами построено“), выдавали они интересные материалы.

Неделями, располагая огромными ресурсами, они переводили кампанию в режим “на медленном огне” – перед дебатами, во время урагана (как бы не мешать Президенту, который как раз бесстыдно – бесполезно светился перед телекамерами успешно создавая впечатление бурной деятельности). Вместо мощной кампании прославления бесспорных успехов частных благотворителей и спасателей на фоне весьма спорных – государственных – штабисты Ромни сдали 1-2 а то и более процента колеблющихся голосов  Обаме (дав Обаме уникальный шанс по признанию самих его сторонников).

Итак, и кандидат, и ураган, и кампания и все это вместе + “иррегулярности” (по русски просто – подтасовки, со знакомым выкидыванием наблюдателей, муралями с Обамой на стене в школе где располагался один из участков) – в Пенсильвании, во Флориде  – все это сыграло свою роль. И побеждать левых можно.

Тем более, что левые отнюдь не монолитны. Они конкурируют за место у корыта. Старые группы (“белые” рабочие”) с новыми – политкорректными клиентами бюджета, к примеру. Не случайно мультикультурализм в Европе успешнее других атаковал образцовый многолетний социал-демократ Тилло Сарацин и лишь за ним потянулись мейнстримные консерваторы. Конфликт профсоюза учителей с родителями учеников в Чикаго (при том что и профсоюзники, и родители, и взявший сторону последних  мэр –  все – левые либералы) за пару месяцев до выборов – указывает еще на одну линию потенциального разлома левой коалиции.

Однако это все краткосрочные аргументы. Черчилль проиграл выборы в 1945-м (!). Рейган пока проигрывает посмертно. Долгосрочно рав Пружанский абсолютно прав. Если сами успехи консерваторов в налаживании экономики только разжигают аппетиты групп интересантов и надежды тех, кто кормится из бюджетного корыта – любой успех по “ремонту системы” становится временным.

Все это значит, что система, включающая в себя огромные расходы на смешанные общественные блага (“социал”) и создающее электоральный спрос на такие расходы Всеобщее избирательное право – долгосрочно нежизнеспособна. На что мы и указываем, предлагая демонтировать такую систему и возродить демократию налогоплательщика (см. главу 13 книги “Институциональные ограничения современного экономического роста“).

 

04.09.2012
by Moshe
0 comments

К новому изданию книги: расходы на оборону и ее качество

В новом издании предполагаются не только существенные редакторские правки, ссылки на новые источники и т.п. Мы планируем существенно переработать и дополнить главы о кризисе института семьи и о демократии налогоплательщика.

Одно из дополнений к теме “демократия налогоплательщика” в сравнении с демократией всеобщего избирательного права посвящено анализу динамики обороноспособности демократических государств. Или качеству “чистого общественного блага оборона”.

Пока подготовлен доклад, сокращенная и отредактированная версия которого предлагается для дополнения имеющегося текста 13-й главы книги.

Этот доклад “Но смешивать два этих ремесла: о совместимости значительных количественно расходов “на масло” и качественных “на пушки” а  также другие материалы будут помещаться  на новой странице: https://instecontransit.ru/proekty/institucionalnye-ogranicheniya-sovremennogo-ekonomicheskogo-rosta/materialy-ko-vtoromu-izdaniyu-knigi/

 

 

19.07.2012
by Moshe
0 comments

Президент Обама, новый Кейнс и некоторые ассоциации

Президент Обама в недавнем выступлении в Роаноке, в Вирджинии (Roanoke VA 7.13.2012) удачно и емко сформулировал суть нового прочтения Кейнса. Государству, по его мнению, принадлежит не только честь разгонять экономику и поддерживать на высоком уровне выпуск и занятость. Правительство и его люди, напряженно поработав на благо общества, имеют право также и на славу, которой последнее по непросвещенности своей награждает успешного предпринимателя.

Как мы отмечали в главе 9 “Современные антикапиталистические идеологии” нашей книги, идеология – это удобоваримая форма мировоззрения и морали. Можно добавить – также и науки (по крайней мере такой далеко не строгой науки как экономика).

От идеи забыть про долгосрочный период и про отличия в качестве инвестиций государства и частника (J.M.Keynes original) мы переходим к модели Мюнгхаузена (некоторые политкорректно ссылаются при этом… на Линкольна) – вытаскивания государством себя и коня (экономики) из болота “своею собственной рукой”. Переход отметим, вполне логичный. На этой идее, дополняющей неявное допущение самого Кейнса о равноценности частных и государственных инвестиций по эффективности, основана политика правительств большинства ведущих экономик по “преодолению кризиса”. Политика перераспределения средств от эффективных бизнесов к неэффективным. Инвестиции при этом резко растут, но почему-то почти не растут занятость и выпуск. Наверное потому, что нынешнее поколение живет в тот самый Long Run period думать о котором лорд Кейнс не желал, чтобы не расстраиваться.

Посмотрим, за что же  мистер Обама выставил счет бизнесу?

Предприниматель и его работники заплатили все те налоги из которых профинансирован госсектор (включая зарплаты и даже  налоги с зарплат президента и чиновников). За эти деньги они получают все худшего качества услуги (оборону, безопасность, если они не слишком задевают террористов; образование потенциальных сотрудников фирм, дороги и проч.). Сотрудников пока можно привлекать из Китая, Индии и России (благо судя по результатам международных математических олимпиад вероятность найти амбициозного образованного парня с хорошей математикой в разы выше чем в США) . Можно – из еще оставшихся частных школ и университетов. Однако конкуренция с государством трудна и рискована.

Эти риски объясняют, почему государство строило в США именно АВТОМОБИЛЬНЫЕ МОСТЫ И ДОРОГИ. В то время как железные дороги – грандиозную – сотни тысяч километров сеть и железнодорожные мосты построил в США исключительно частный бизнес. И на десятилетия раньше государственного строительства автобанов (не только Рузвельт, но и фюрер третьего рейха обожал строить шоссе).  Государство правда на определенном этапе решило стимулировать строительство из соображений как экономических так и стратегических. Стимулирование обернулось многодесятилетней проблемой убыточных линий (построили естественно больше чем выгодно оказалось поддерживать в условиях жесточайшей конкуренции).  Государство не только в России но и в США напоминает мифического царя Мидаса. Только наоборот – любое золото к которому оно прикасается оборачивается сомнительного качества продуктом.

И вот это государство в лице президента заявляет претензию уже не просто на налоги с бизнеса.  Но на сам успех бизнеса, на моральное вознаграждение положенное тем, кто делает все новые товары и услуги доступными для миллионов.

Честь и почет за доступность бытовых электроприборов, автомобиля, компьютера с удобным для пользователя софтом может принадлежать Рузвельту (Ф.Д.), Клинтону, Обаме. Им, избранникам, а не каким-то там самоназначенным выскочкам типа Эдисона, Форда, Джобса и Билла Гейтса.

Итак, повторим. Оплатив государству все его программы через налоги и кредиты, бизнес вынужден приобретать услуги о которых он не просил. Услуги (образования, прежде всего) которые по качеству его удовлетворяют он все чаще вынужден приобретать  за рубежом или у других бизнесов или у третьего сектора. Услуги того же образования и доступа к автодорогам поставляются не лучшего качества потому, что в эти сферы без должной,  скажем мягко,  необходимости влезло государство.

После этого предприниматель все равно остается в” неоплатном долгу”. И если посмеет неосмотрительно пожертвовать деньги на кампанию республиканцев (а не демократов, как Джордж Сорос), то к нему могут прийти  парни из налоговой (IRS) и будут долго интересоваться подробностями его жизни и творчества.

Вам это ничего не напоминает?

08.06.2012
by Moshe
0 comments

Перевод штата Висконсин в школу коммунизма отложен. Надолго ли?

Губернатор Висконсина Скотт Уокер сохранил власть несмотря на то, что он при поддержке республиканского большинства в законодательной ассамблее штата лишил госслужащих традиционного права на борьбу за повышение зарплаты. По иронии Висконсин – родина Роберта Лафоллетта, губернатора, сенатора и кандидата в президенты США от Прогрессивной партии в 1924 году, который заложил систему прав американских трудящихся, проведя закон о праве всех работников государственного и частного секторов на коллективный договор, гарантирующий им определенный уровень зарплат и льготы. Сегодня губернатор Уокер и его республиканские друзья в легислатуре растоптали эту часть выдающегося наследия Лафолетта.

Боб Бекел  http://www.svobodanews.ru/content/article/24606472.html

“Профсоюзы – школа коммунизма”

В.И.Ленин

Попытка “Отзыва” (досрочных перевыборов) губернатора штата Висконсин в 2012 году провалилась.

Провалилась несмотря на эффективную мобилизацию профсоюзов. Чтобы оценить мощь проведенной профсоюзами кампании надо, прежде всего, вспомнить про осуществление в две волны кампаний по отзыву 8 сенаторов штатного Сената из 32-х. В результате шаткое большинство республиканцев потеряно и в сенате теперь шаткое, но большинство демократов. Это потребовало собрать порядка 150 тысяч подписей в конкретных округах. Кроме того, около 901 тысячи подписей было собрано под петицией с требованием об отзыве губернатора.

Напомню, население штата обладающее правом голоса составляет менее четырех с половиной миллионов человек.  Всего кандидат демократов – профсоюзов Том Баррет собрал 1162,8 тысяч голосов. То есть всего на четверть миллиона больше чем число подписей. Что почти наверняка означает, что немало подписантов уклонилось от поддержки на выборах того, за кого подписали петицию.

В истории США это третья подобная процедура и впервые – при нормально работающем губернаторе. Также впервые она не дала результат (губернатор удержал пост).

Кроме того, в активе профсоюзов более  года высокой митинговой активности – контроль за улицей. Любопытно и показательно отождествление левыми активистами себя не с “бархатной революцией” в Чехословакии, но с носителями воинствующего антиамериканизма с площади Тахрир в Каире. Естественно своего врага они отождествляли с Гитлером-Муссолини и Мубараком.

То, что на самой последней стадии борьбы у республиканцев было в несколько раз больше наличности не должен никого вводить в заблуждение.  Демократы даже в денежном выражении потратили не меньше, с учетом того что их кампания длилась почти два года. Необходимо также принять во внимание тот факт, что доллар, вложенный в кампанию на ранней стадии, значительно превосходит по эффективности доллар, вложенный в кампанию на финишной прямой. Причем превосходит не на проценты, а, зачастую, в разы.

Сила, в том числе финансовая была на стороне профсоюзов и демократической партии. Но ее оказалось недостаточной, чтобы подавить моральную силу уверенного в своей правоте губернатора и здравый смысл избирателей, не желающих жить в штате – банкроте.

Мощь профсоюзов Висконсина, благодаря реформам и этому поражению в ближайшие годы  изрядно растает.

Поэтому главный урок – это выучить урок и применять его смело и последовательно как в США так и за рубежом.  Урок состоит в том, что даже самые сильные группы интересов могут быть побеждены при наличии мандата от избирателей и политической воли.

В истории российских реформ 1990-х было по меньшей мере два момента когда мощная группа интересов угрожала сорвать их.  В конце 1991-го ходили слухи о том, что могущественная “торговая мафия” не допустит либерализации цен и торговли. Реформаторы проигнорировали угрозу и она рассеялась как облачко.   В 1992-93 гг.  реформаторы пошли на компромисс с лобби директоров предприятий по вопросу о приватизации. Пошли, считая что директора контролируют голосование своих работников и могут заблокировать реформы. В действительности попытки провести “директорский” список в Государственные Думы первых созывов провалились.  Цена заплаченная за компромисс оказалась, мягко говоря, избыточной.

Другой урок Висконсина касается “чистоты оружия” в предвыборной борьбе. Левые винят в своем поражения некие несметные сокровища консерваторов.  Напомним, что в этой кампании доллар американца полученный добровольно из кармана тяжело работающего американца или из бюджета самостоятельного частного бизнеса соревновался с долларом вынутым из того же кармана /бюджета принудительно (в качестве налога). Затем этот отнятый доллар прошел по дороге в избирательный фонд через карман избирателя – бюджетника. Этот избиратель заинтересованн в неограниченном повышении своих льгот за чужой счет и платящего профсоюзам и левым политикам за защиту и расширение своих привилегий.

Избиратели демократов и лидеры движения против реформ Уокера использовали избирательные бюллетени как средство по захвату государства с тем, чтобы насильственного перераспределять чужие деньги. И при этом они были близки к победе. Причем не к “первой исторической”, а к очередной из невероятно длинного ряда побед иждивенцев над работниками, стрекоз над муравьями.

Череда этих побед может быть пресечена всерьез и надолго тогда и только тогда, когда запрет голосовать лицу в состоянии конфликта интересов будет распространен (как это уже было в истории США, Великобритании, Бельгии и ряда других стран) также и на избирателя. Пока же “плодоносить способно чрево…” и даже в Висконсине не исключен откат, как только трудами республиканской администрации угроза дефолта будет оттеснена на “безопасное” с точки зрения избирателя “расстояние”.

Бюджетник или профессиональный получатель помощи не должен иметь в руках средств захвата государства с тем, чтобы получать средства из бюджета, получать “помощь” “по праву”. Т.е. по праву сильного,  по праву захватчика.

Дополнительные материалы по проблеме “конфликта интересов” голосующего бюджетника – смотри в главе 13 и приложениях об истории государственной службы и о всеобщем избирательном праве в книге “Институциональные ограничения современного экономического роста”.

04.06.2012
by Moshe
0 comments

Кто такая Джулия?

Избирательный штаб Барака Обамы представил публике Джулию (Julia).

Люди недостаточно щедрые и недостаточно терпимые уже успели заявить, что не хотели бы всю жизнь содержать эту Джулию. Так кто же она, эта самая Джулия?

В двух словах это описать нетрудно. Прямо скажем, это далеко не Джон Галт.

Речь идет об убежденной одиночке, рожающей в зрелом возрасте ребенка без мужа. Как заметил еще один недобрый комментатор, Джулия замужем. Но замужем за государством, за правительством, которое опекает и оплачивает ей ее многочисленные и недешевые потребности от колыбели до могилы. То есть перед нами новый тип феминист – человека, описанный в 11-й главе нашей книги.

Электоральные предпочтения прототипа Джулии и интерес к ней штаба Обамы проясняется следующей таблицей (результаты опросов Гэллапа по итогам выборов 2000, 2004, 2008 годов).

Subgroup

Bush, 2000

Bush, 2004

Obama 2008

McCain 2008

Overall

48

51

53

46

Men

52

56

50

50

Women

45

48

57

43

Married

57

60

44

56

Not married

36

40

65

35

Married men

59

61

42

58

Unmarried men

49

45

63

37

Married women

56

58

47

53

Unmarried women

31

36

66

34

Attend church   weekly

56

63

45

55

Attend church   nearly weekly/monthly

51

55

51

49

Seldom/Never   attend church

41

40

62

38

 

Источник: Результаты опросов по группам населения по итогам выборов президента США 2004 и 2008 гг. Службой Гэллапа  http://www.gallup.com/poll/112132/Election-Polls-Vote-Groups—2008.aspx ; http://www.gallup.com/poll/13957/How-Americans-Voted.aspx.

Итак, незамужняя (unmarried woman) Джулия уже на две трети готовый избиратель демократов. Джулия же рассчитывающая на государство на каждом шагу и получающая от него поддержку в каждом своем начинании – безусловно классический, надежный избиратель левых (смотри определение во Введении к нашей книге). А зачастую и активист кампаний левых. Для нее политический активизм в поддержку наиболее радикального президента в истории США – это и общение с единомышленниками (немедленая отдача для одинокой дамы), и чрезвычайно полезное дело с точки зрения защиты и приумножения доходов (долгосрочная инвестиция).

Многие в США, включая демократов, обрушились с критикой на бедную Джулию. Дескать она только портит кампанию любимого вождя Обамы. Однако с ними можно и поспорить.

Незатейливо-плоский образ Джулии передает внятный сигнал штаба Обамы твердому ядру своего электората: “Наша решимость отбирать у богатых, изобретательных, самостоятельных, у Джонов Галтов  и отдавать деньги Вам – несокрушима”.  На этой стадии избирательной кампании, когда надо отмобилизовать еще не всех избирателей, а скорее актив, такое обращение в высшей степени разумно.

Главный вопрос этой стадии кампании, который интересует нас: а что может ответить Джону Галту по поводу Джулии кандидат республиканцев Митт Ромни?

Готов ли он будет в качестве президента дать безоговорочный развод Джулии и твердо направить ее тем самым на поиски настоящего мужа для себя и отца для своих детей? Побудить ее переквалифицироваться из феминистки во что-нибудь более разумное и востребованное. Настроиться на поиск своего счастья в нормальных условиях. Таких, которые Ромни сумел устроить своей жене и своим детям.

Или максимум на что он способен, это срезать некоторые программы для Джулии из кармана Джона Галта на 20% как утверждает предвыборный штаб Обамы?

28.05.2012
by Moshe
0 comments

Публикации в СМИ по материалам книги: К.Родионов об иммиграции

11 мая 2012 года в ЕЖ опубликована статья Кирилла Родионова “В чужой дом со своим уставом” по материалам седьмой главы книги “Институциональные ограничения современного экономического роста“.

 

21.05.2012
by Moshe
0 comments

Нужны ли избирателю хорошие институты?

Сотрудник центра (и редактор виртуального журнала) Econ Journal Watch , профессор университета им. Джорджа Мэйсона в Вирджинии Дэниеэл Кляйн (Daniel Klein)  задался (в соавторстве с Зелькой Бутурович – Zeljka Buturovic) куда менее масштабной проблемой. С помощью опроса он попытался оценить влияние политических, идеологических предпочтений и образования на экономическую культуру американцев. Опросник представлял собой мини-тест на понимание некоторых элементарных, но важных экономических проблем.

Результат получился впечатляющий. Левые (часто стыдливо именующие себя  “либералами”) продемонстрировали очевидное невежество. Причем в смысле близком к английскому слову “ignorance”. Опрашиваемые предпочитали игнорировать неприятные и, зачастую, общеизвестные факты, если они не укладывались в картину мира, обусловленную их мировоззрением. Среди таковых – вымывание дешевого жилья с рынка при контроле арендной платы, рост цен на лицензируемые государством товары и услуги; крупные преуспевающие компании они с легкостью готовы были “зачислить” в монополии  и т.п.

Уровень образования не влиял значимо на уровень экономической культуры. Статья была опубликована в мае 2010 года.

Автор стал мишенью атак со стороны левых коллег, доминирующих в научном сообществе США. Основной “ошибкой”, которую автор согласился признать, был выбор известных “больных мозолей” левых и  “злорадное” наступание на них.

В следующем (май 2011) опросе отчет о котором с самого заголовка сделан в стиле покаяния грешника и “разоружения перед партией”, авторы задавали вопросы “наступающие на мозоли” консерваторам . И вроде бы получили достаточный для искреннего покаяния процент “неправильных” ответов и в этой части выборки.

Правда экономическая значимость вопросов “задевавших” консерваторов, при ближайшем рассмотрении оказывается лишенной  практического экономического смысла.  К примеру, их наивно-кейнсианское (т.е. по сути “либеральное”) представление о полезности государственных (массовых в условиях войны) закупок для роста экономики. Ни одна администрация США, очевидно, не начинала большую войну для решения экономических проблем. Причем внешнеполитическая “агрессивность” либеральных администраций (от Ф-Д.Рузвельта до Клинтона) отнюдь не уступала готовности к драке консерваторов (Рейган, Буш мл.).

Вопрос о значимости, полезности “дополнительного” доллара при разных уровнях дохода и вовсе носит сугубо теоретический характер и т.п.

Две “ошибки” были получены в ответе на вопросы, смысл которых сводится к пониманию взаимовыгодности большинства сделок на свободном рынке. То есть консерваторы знают,  что последние 200-250 лет в некоторых странах можно преуспеть без передела некогда фиксированного национального пирога в свою пользу. Порция растет  через участие в  процессе “выпечки” все более крупного “пирога”. Ошибки же были “добыты” на грани фола (что признают сами авторы) вставкой в вопрос ужесточающего словечка “с необходимостью”. То есть добровольные сделки “с необходимостью” ведут к росту блага их участников. Кроме того, их успех “ни в коем случае не вредит” окружающим.

С одной стороны, игнорирование опрошенными абсолютизации в заданных вопросах свидетельствует, главным образом, о твердой приверженности консервативно настроенных граждан принципу “живи сам и давай жить другим”, свободному рынку и свободной экономике. С другой стороны, они, вроде бы, “забыли” про проблему негативных “внешних эффектов”.

Например, нанимает фермер нелегального иммигранта. Получает большую прибыль. Кроме него часть выигрыша достается потребителям, покупающим у фермера дешевые продукты.

Напомним, что иммигранты прибывают сейчас, как правило, из стран в которых человеческая жизнь не то, что собственность не стоит и гроша. Поэтому никто не удивляется, если сразу по получении расчета (the game is over, играть по правилам больше нет смысла) они грабят магазин, насилуют и убивают дочку соседнего фермера или отдыхают иным подобным образом. Общество, финансируя суд, полицию, прокуратуру,  пытается ограничить ущерб.

При этом фермер, если избежал общественных санкций и не пострадал от бывших деловых партнеров сам, приватизировал совместно с потребителями выигрыши. И “обобществил” издержки. Учет такого негативного внешнего эффекта все ставит на место. Иммигранты легко могут значимо ухудшать агрегированное благосостояние (суму благосостояний) общества. При том, что приносят заметную выгоду очень и очень многим его членам.

Впрочем, одну минуту… в том же втором опросе авторы уверенно ставят консерваторам “двойку” как раз за правильный ответ. Когда те соглашаются с тем, что “участие иммигрантов в сделках на рынке труда наносит ущерб американским гражданам“. То есть учитывают пресловутый внешний эффект!

Естественно, опрашиваемый консерватор имеет в виду не тех иммигрантов, которые прибыли в страну сто лет назад из Европы, будучи носителями культур, относительно близких американской. Когда в США не было ни “социала”, ни мультикультурализма, ни политкорректности.   Утвердиться иммигрантам на новой родине можно было только добросовестным трудом, уважением законов и обычаев той страны, которая приняла их. В том же XIX веке вал иммигрантов из Китая был остановлен принудительно – законом. Китайцы, похоже,  не были убеждены в явном превосходстве американских законов и образа жизни над китайскими. Соответственно и адаптироваться им было не в пример труднее, чем европейцам.

Почему авторы задавали столь странные вопросы, почему они столь удивительным образом интерпретировали ответы, наконец, чем вообще вызвана потребность консервативных интеллектуалов заниматься самобичеванием после каждой разумной и честной оценки сделанной публично – это тема для отдельного обсуждения.

Пока же зафиксируем простой и очевидный результат обоих опросов. В старых демократиях, по крайней мере, в США наблюдается ярко выраженная заинтересованность в защите свободной экономики и частной собственности. Заинтересованность консервативного избирателя, “полного пива и заповедей”. Чья толстая красная шея при мощном здравом смысле отнюдь не исключают интеллектуального превосходства над иным “либеральным” гарвардским или мэрилэндским профессором.

Подробнее – анализ двух опросов – см. на английской странице нашего сайте здесь.

20.05.2012
by Moshe
0 comments

Еще раз о спросе на “белую сборку” (к прогнозу об инвестициях в КНР)

К прогнозу о рисках долгосрочных вложений в КНР:

Полностью с Вами согласен. Дополнительным фактором к повышению  спроса на качественные товары (“белую сборку”) является уже наблюдаемое снижение темпов развития технологий электроники, которые по многим оценкам будет снижаться и дальше. Например, если 10 лет назад персональные компьютеры безнадёжно морально-устаревали за 3 года, то сейчас многие пользователи успешно работают с компьютерами 5-7 летней давности. Увеличение времени морального износа повышает платёжеспособный спрос на надёжные изделия.

Др. Й.Сокол

Справку о перспективах технологического прогресса в электронике см. на английской страничке сайта.

19.04.2012
by Moshe
0 comments

Общественное телевидение – это плохо для России

Во Второй главе нашей книги мы, в частности, предлагаем вниманию читателя описание и анализ истории создания общественных телеканалов в старых тогда еще рыночных и правовых демократиях (наряду с иными инструментами ограничения конкуренции на медиа-рынке).

В тех странах, где такое телевидение добивается независимости от правительства и законодателей, оно становится политической силой, властью, причем не предусмотренной никаким законом без определенных полномочий, ограничений, ответственности. Ставя повсеместно задачу отражать общественное мнение, быть рупором общества, общественные каналы повсеместно же стали рупором групп интересантов и крайне левых политиков. Так БиБиСи стандартно критиковало правительство Лейбористов слева, а не с позиций хоть как-то учитывающих мнение ведущей оппозиционной партии.

В этом нам видится вполне понятная закономерность. На ключевой вопрос о функциях государства издавна есть два ответа – «…желать способствовать счастью или только стараться предотвращать зло» (в таком виде сформулированы в XVIII веке немецким мыслителем В.Ф.Гумбольдтом). Очевидно что первый вариант – этатистский, левый, второй – консервативный (классически либеральный), правый (в современной терминологии).  Неизбежно институт, само существование которого связано с четким ответом на вопрос в пользу “загнать в рай силой” будет смещаться влево, стремясь увеличить свое влияние и возможность “гнать”.

Общественные каналы за счет налогоплательщика указывают ему как ему следует жить, что следует думать а что не следует (или даже запрещено – вспомним Hate Speech законодательство – в отечественной интерпретации – об экстремистской деятельности).

Мы уверены, что для защиты свободы слова необходима полная приватизация эфира и СМИ вообще. Никто, ни один человек или частная организация не должны принуждаться к тому, чтобы финансируовать чужую точку зрения. Такое право несовместимо с существованием любых “общественных” каналов деньги на которые взымаются принудительно при помощи государства.

Так что широкое общественное недовольство новым “общественным” телевидением – это не потеря современной России, а ресурс, временная фора, надежда избежать в будущем попадания в ловушку, в которую попали избиратели – налогоплательщики большинства демократических стран.

Создание же отечественной версии “БиБиСи” рано или поздно приведет к тяжелому конфликту “общественного телевидения” с той частью общества которая несет на себе основное налоговое бремя и не желает получать вместо благодарности оскорбления и поучения.

18.04.2012
by Moshe
0 comments

В России будет “Общественное телевидение”. Опять.

Президент РФ Д.Медведев подписал Указ о создании “Общественного телевидения” (пояснительная записка здесь).

Многочисленные критики сразу отметили, что общество в этом проекте почти не представлено. Не представлено финансово (финансирование централизовано, особенно на стадии формирования канала; впоследствие планируется принимать пожертвования, хочется надеяться, что в отличие от большинства западных аналогов, действительно добровольные). Не представлено через участие в управлении новым каналом.

Стоит однако заметить, что страны, в которых общественное телевидение существует давно и его руководящие органы утверждаются парламентом также не могут похвастаться возможностью общества влиять на эти каналы.

Депутаты не рискуют (за редкими исключениями “неопытных”  – в Болгарии, Чехии и Венгрии) пользоваться своим правом назначать представителей лояльных облеченным доверием избирателя партиям. Три упомянутые попытки кончились политическим конфликтом в котором руководители партий в Болгарии и Чехии проиграли. В Венгрии борьба продолжается и в связи с нехваткой внутренних ресурсов сопротивления законноизбранному парламенту на стороне персонала общественного ТВ выступило руководство ЕС. Первое же поражение депутатам консерваторам (как правящей партии)  Великобритании при попытке создать альтернативу BBC “общественники” нанесли еще в 1951-м году.

Таким образом, общественное ТВ стало в старых демократиях (за исключением США и, отчасти, Италии и Великобритании) независимым политическим игроком способным наносить поражения народным избранникам а при отсутствии сил приглашать иностранцев для давления на таковых.

Мы полагаем, что в России общественное телевидение подобное европейскому на первых порах могло бы отличаться от создаваемой казеным образом структуры в лучшую сторону. Тогда оно воспроизвело бы ситуацию 1991-го года когда оппозиционный союзному руководству телеканал “Россия” на 2-й кнопке создал заметную конкуренцию 1-му каналу (после 1991-го года функционировавшему как “ОРТ” – “Общественное Российское телевидение” – если кто забыл). Однако долгосрочные последствия создания общественного телевидения представляются куда менее позитивными.

Стоит помнить и то, что в дальнейшем, в 90-е годы отличия между 1-м и 2-м каналом постепенно стирались. После 2000 года отличия между ними в политической позиции стерлись полностью и конкуренция исчезла.

Новая же попытка создать Общественное ТВ “по-европейски” вполне может оказаться “успешной”. В том смысле, что  приведет к воспроизводству в России  европейского опыта, приобретенного не в ходе процесса становления и укрепления в Европе свободы слова,  конкурентного медиа-рынка, а в ходе их эрозии. То есть опыта, который воспроизводить не стоит.

Опыт западных “общественных каналов”, начиная с БиБиСи, проанализирован нами во 2-й главе нашей книги.  Немного подробнее о причинах нашей настороженности в  отношении к самому институту общественного телевидения см. в соответствующем посте из раздела “прогнозы”.