Шомронский центр изучения экономической политики

На пути к эффективным институтам

18.09.2014
by Moshe
0 comments

Как измерить качество свободы, демократии и защиты прав собственности?

Качество институтов, значение институтов – ключевые направления нашей работы. Не удивительно. что время от времени мы предпринимаем попытки разработать и проверить на статистических данных индикаторы качества институтов.

Более года назад мы предложили нашу альтернативу известному индексу Polity.  Мы нашли у авторов Polity ряд  просто шокирующих оценок. Так отмечено улучшение качества демократии в России в 2000-2006 гг. по сравнению с 1990-ми. Тоталитарные режимы получили оценки от “-9” до “-7” (последняя выставлена жуткому режиму красных кхмеров гармонично соединившему в себе оголтелый нацизм и крайние проявления коммунизма).  При этом Дания до 1834 года и многие другие безобидные европейские монархии получили оценку “-10” – то есть низшую из возможных.

Одна из причин таких оценок – несовместимость оценок которые разные страновые эксперты выставляют “своим” странам между собой.  Наши индикаторы намного грубее (мы оцениваем наличие или отсутствие определенных событий, явлений) однако соответственно и надежнее.

Несколько дней назад мы вывесили на SSRN новую пересчитанную на последних доступных данных версию статьи которую и предлагаем Вашему вниманию.

Русская версия (существенно отличающаяся от последней и сданными на 2013 года, опубликована в журнале “Экономическая политика” №4) доступна здесь.

 

 

24.04.2014
by Moshe
0 comments

Из пацифистов в оборонцы и обратно: эволюция израильских левых

В развитие доклада о возможности эффективной обороны при значительном бремени социальных расходов представляем доклад о важном частном случае. В отличие от большинства своих коллег по Социнтерну израильские лейбористы в течение заметного периода – 1947-1982 гг – признавали приоритет обороны среди задач государства.

В период Британского мандата мапайники и прочие израильские левые, как и все левые партии старых демократий, стоят на антимилитаристских позициях. Левые лидеры неоднократно обвиняли своих правых оппонентов (Жаботинского, Бегина) в милитаризме и даже в фашизме.
Бен Гурион ничтоже сумняшеся именовал Жаботинского “Дуче” и даже гитлером. Исключительно за “милитаризм”. То есть за требования профессионализации самообороны, требования строительства настоящей еврейской армии – то есть дисциплинированной и надлежаще подготовленной.
Однако незадолго до 1948 года лейбористы Израиля становятся ярко выраженными “оборонцами”.
Вот две истории того времени. Они хорошо иллюстрируют динамику отношения левых к наказаниям военных и к угрозе снижения боеспособности запуганной армии.

(1) 23 декабря 1954 года иорданские арабы убили (на территории контролировавшейся тогда иорданской армией)  Шошану Хар-Цион (Shoshana Har-Zion) и ее друга Oded Wagmeister (обоим было по 18 лет). Их тела обнаружили под камнями спустя шесть недель. Естественно для этого санкционированно вторглись за линию прекращения огня 1949 года.   Брат убитой, известный боец спецназа  Меир Хар-Цион (Meir Har Zion, отряд 101) вместе с тремя товарищами самовольно проник на территорию к востоку от линии перемирия 1949 г.. Там спецназовцы атаковали мужчин клана к которому, предположительно, принадлежали убийцы. Убив четверых, они благополучно вернулись на базу отряда. Были арестованы, однако благодаря личному вмешательству Бен Гуриона не были даже отданы под суд. Впоследствие, Бен Гурион пригласил Meir Har Zion в список своей партии на выборах 1965 года на символическое 101-е место.

(2) 29 октября 1956-го года был первым днем войны на Синае. Многие жители деревни Кфар Кассем (Qfar Kasem, Qfar Kasim) не успели в этот день вернуться домой до наступления ужесточенного незадолго до этого комендантского часа. 48 нарушителей было застрелено на нескольких постах. Военных, виновных в кровопролитии отдали под суд и им были вынесены приговоры (от 7 до 17 лет заключения). В течение года после начала отбывания срока все осужденные были амнистированы президентом Yitzhak Ben-Zvi. Власти обоснованно опасались произвести нежелательное впечатление на армию. Прежде всего, такие меры (как и амнистирование лейтенанта Келли (William Calley) Никсоном) предотвращали страх и нежелание офицеров избегать ответственности в сложных ситуациях.

“Нельзя одновременно размахивать двумя флагами – обороны и социальных реформ” – говорил в 1971-м году министр обороны Моше Даян. И выбор в этот период чаще делался в пользу обороны.
Еще на похоронах Й.Нетаньяху министр обороны Ш.Перес заявляет: “….риски подобных операций высоки. Но они оправданы рисками сопряженного (альтернативного) выбора подразумевающего капитуляцию перед террористами , шантажистами…” Еще в начале Первой ливанской войны Перес и лейбористы поддерживают решение правительства.
В период с 1977 по 1982 год их позиция дрейфует к первоначальной, типичной для левых партий – приоритет социальных расходов и задач над обороной страны и безопасностью граждан. Логическое завершение такой эволюции – война левых с Армией как с институтом, попытка построить и внедрить правила, делающие победу для командира более опасной опцией, нежели поражение или бездействие.
Потеря полного контроля над всеми ветвями и механизмами власти похоже разрушила восприятие левыми Израиля как своего “корпоративного” актива, причем актива весьма надежного. Если его надлежащим образом защищать. Поэтому у них и появлялся стимул защищать.
Сегодня у них есть стимул  возможно быстрее избавиться от ненадежного актива.  Отсюда популярная тема бытовых обсуждений среди светских жителей Тель-Авива: дом за границей и второй паспорт при том, что они продолжают занимать вполне комфортные позиции и на государственной службе и в компаниях, зависимых от госрегулирования, и в СМИ и в университетах. Не говоря уже о судебной системе и прокуратуре (см. главу  10 – “Закрытие демократии. Факторы ограничения политической конкуренции Книги).
Полный текст доклада (на английском): http://ssrn.com/abstract=2425418

29.03.2014
by Moshe
0 comments

Доклад на XV апрельской конференции ВШЭ

2 апреля на сеccии A-04 “Проблемы бюджетной политики” (начинается в 17.00) старший научный сотрудник Институа Гайдара Сергей Жаворонков представит доклад “Демократия бюджетника: конфликты интересов и больные финансы“. (Программа конференции – ссылка на сайт и pdf – файл). 

Английская версия доклада доступна на SSRN: Democracy of “Taxation – Redistribution” and Peacetime Budget Deficit

По сравнению с английской версией, акцент делается на принципиальной возможности восстановления связи налогоплательщик – избиратель с соответствующими квалификационными требованиями.

16.02.2014
by Moshe
0 comments

Новые доклады: всеобщее избирательное, кризис финансов, кризис семьи

Пока что только на английском доступны два доклада, подготовленные для мартовской 2014 года конференции Public Choice Society (Charleston, SC, USA).

Это доклад об исторически новом явлении –  кризисе государственных  финансов в мирное время Democracy of ‘Taxation-Redistribution’ and Peacetime Budget Deficit

и доклад о новой границе государственного вмешательства. Теперь, включая спальню и детскую: The Limits of Governmental Intervention: Some Ways How Government Belongs in the Bedroom and Nursery.

Первый из докладов также готовится для конфренции Высшей школы экономике и не позднее апреля будет доступна его русская версия.

15.02.2014
by Moshe
0 comments

Слово о “золушках” или за что посадят предпринимателя завтра?

С решительным осуждением богатых, не желающих бороться с неравенством женясь на “золушках” выступил американский левый журналист. Мы обратили на это “событие” внимание только потому, что при всей кажущейся неадекватности автора, он лишь представляет весьма типичное для современных левых мнение.

Вкратце, объяснение этого явления очень простое. Современный мужчина  (а иногда и женщина) рискует в случае развода даже в США (не говоря уже о Европе) потерять половину состояния, детей и получить взамен всевозможные унижения. Рациональной реакцией на такую угрозу со стороны государства и не слишком благодарных “золушек” является либо воздержаться в принципе от ступления в брак, либо, минимизировать риск. То есть жениться на девушках исключительно из своего круга, для которых стратегия подъема благосостояния посредством замужества – развода не выглядит особенно привлекательной.

Об этом мы писали в 11-й главе нашей книги. Английская версия материала (The Gender Role of the Government: Some Explanations of Family Crisis) доступна здесь.

В последние десятилетия все шире распространяется еще одна норма, способная значимо повлиять на стимулы к вступлению в брак. “Изнасилование в браке” угрожает уже не только кошельку, но и свободе незадачливого искателя “серьезных отношений”.

Статья (доклад для конференции по теории общественного выбора)  о том как это происходит пока есть только на английском языке  (The Limits of Governmental Intervention: Some Ways How Government Belongs in the Bedroom and Nursery). К счастью, соответствующая норма не “переведена” и на русский юридический язык. В случае осуществления такого “перевода” следующее поколение российских предпринимателей будет сидеть уже не за кражу у самого себя нефти. При этом “международная общественность” будет относиться к таким посадкам куда равнодушнее чем к судьбе  певиц в “балаклавах”.

17.12.2013
by Moshe
0 comments

Круглый стол на Гайдаровском форуме и материалы к нему

16 января 2014 года с 15 до 17.30 в аудитории 307 назначен круглый стол “Государственное вмешательство: у красной черты” в рамках Гайдаросвкого форума (ИЭП имени Гайдара и Росийская академия народного хозяйства и государственной службы).

Материалы к обсуждению даны в ссылках (кликните на подчеркнутый текст для раскрытия файла).

Темы  дискуссии:

Отраслевые аспекты избыточного регулирования .

Существуют ли пределы государственного регулирования, расходов и каковы основные причины его экспансии (см. также русский вариант доклада о государственных финансах при Всеобщем избирательном праве     и материалы ко второму изданию книги “Институциональные ограничения современного экономического роста” – о структуре поставляемых общественных благ при Всеобщем избирательном праве и снижении качества блага “оборона” при росте расходов на смешанные общественные блага)

 Причины депопуляции в индустриальных странах и возможности обратить истощение запасов человеческого капитала и гражданской квалификации вспять (смотри также Главу 7 Книги “Институциональные ограничения современного экономического роста” на этом сайте).     

Действительно ли нужно бороться с дискриминацией в частном секторе; в государственных ведомствах?  

 

Модератор: заведующий лабораторией институциональных проблем ИЭП имени Е.Т.Гайдара  К.Э.Яновский

01.11.2013
by Moshe
0 comments

КНР: можно ли обойтись госинвестициями?

В Главе 8 нашей книги мы отмечали тревожные тенденции ухудшения инвестиционного климата в КНР в следствие преследования предпринимателей (включая иностранных). По всей видимости властям снижение притока новых инвестиций которое мы прогнозировали не казалось большой бедой. Во всяком случае они с размахом пытались компенсировать (заместить) приток частных инвестиций государственными.

Примером и памятником эффектным, масштабным и повышающим краткосрочные показатели роста проектов является печально известный город-призрак Ордос во Внутренней Монголии.

Китайские власти не раз удостаивались похвал за удачную реформу в сфере межбюджетных отношений, давшую значительные полномочия провинциальным и местным властям. В условиях подрыва властями частных стимулов к инвестированию, эти уровни власти также включились в гонку госинвестиций, чтобы продемонстрировать Центру свою эффективность.

Результаты не заставили себя долго ждать (см. также статью в Wall Street Journal). Совокупный долг субнациональных правительств в Китае не просто быстро растет. Проблема в том, что размер этого долга уже сегодня оказывается сложно оценить и, соответственно прогнозировать его динамику.

Конечно, большая часть  этого долгов формально за пределами ответственности центральных властей и они не могут привести даже при самом неблагоприятном сценарии развития к дефолту в Пекине. Однако опасность неконтролируемого роста субнациональных долгов в том числе для доверия к центральному правительству в централизованной и авторитарной политической системе очевидна.

При этом, признаков готовности  китайских властей отказаться от произвольных арестов и посадок как инструмента в отношениях с бизнесом пока не наблюдается. Сделанный нами ранее прогноз, таким образом, пока оправдывается.

 

09.07.2013
by Moshe
0 comments

Статья в ОНС: пушки, масло и промашки

В  третьем номере журнала “Общественные науки и современность” за этот год (междисциплинарный журнал Российской академии наук) опубликована статья К.Яновского об ослаблении современных демократий эффективно защищать своих граждан.

При редактировании пространное название “Но смешивать два этих ремесла … о совместимости значительных количественно расходов на ” масло” и качественных – на “пушки”  было отвергнуто. Однако и новое “Парадоксы демократии налогоплательщика” также сложно признать удачным.

Оговорка в названии, неявно  приписывающая термину “демократия налогоплательщика” определение и свойства  демократии всеобщего избирательного права дезориентирует читателя. В укороченном варианте вероятно имело бы смысл назвать статью “Парадоксы демократии бюджетника”.

Автор приносит извинения читателям за свою грубую ошибку и недосмотр.

Предлагаем вниманию посетителей сайта нередактированную версию статьи с длинным, но точно отражающим суть статьи названием .

Подробности по теме статьи Вы можете найти в тексте подготавливаемом для второго издания книги “Институциональные ограничения современного экономического роста” в главе 13 и приложениям к ней.

14.02.2013
by Moshe
0 comments

Обращение Обамы к Конгрессу: а вот и я, и я очень лев

Смысл ежегодного обращения президента к палатам Конгресса в этом году укладывается в одну фразу вынесенную в заголовок.   Смысл озвученного сенатором Рубио ответа Республиканцев также легко “упаковать” в аналогичную фразу: “а вот и мы  – и мы по прежнему правы”.

Характерно, что реакции единомышленников и Президента и сенатора чрезвычайно похожи и зеркально отображают друг друга.

Республиканцы констатируют, что президент предавался изложению набивших оскомину леволиберальных трюизмов об острой необходимости продолжения трат незаработанных денег правительством страны с астрономическим долгом и с триллионным бюджетным дефицитом.

Либеральные демократы (открывая для себя заново жанр Партийно-мобилизованной науки) разочарованно разводят руками: несмотря на переизбрание великого вождя, любимого президента все еще находятся люди, которые согласны с Милтоном Фридманом:  “сейчас все понимают, что социализм – это провал…. капитализм – это успех”, а не с Бараком Обамой.

Мы не будем пытаться вслед за Фридманом, Хайеком и Мизесом, а главное вслед за развалившейся “социалистической системой” повторять и иллюстрировать доводы против социализма.

Смысл данного комментария – продемонстрировать насколько удачной и точной оказывается предложенное нами формальное определение “левых” – “правых”. Левых,  как сторонников приоритетной поставки  “смешанных общественных благ” (всевозможного free stuff – “бесплатного сыра” различных сортов). Правых, как защитников приоритета обороны, безопасности, правосудия в качестве основных сфер ответственности государства.

Республиканцы не хотят сокращать расходы на оборону, – лицемерно жалуется лидер американских левых. Вместо этого они предлагают сокращать расходы на образование и здравоохранение.

Я не уверен, что дела у американских правых обстоят столь отменно как видится из обвинений Обамы и даже из выступления сенатора Рубио. Однако перед нами два свидетельства с двух сторон, что, похоже, до однопартийной системы Америке еще достаточно далеко. Правые (по нашему определению) там еще достаточно сильны и уверены в себе.