Шомронский центр изучения экономической политики

На пути к эффективным институтам

20.07.2017
by Moshe
0 comments

Есть судьи … в Тель-Авиве?

Судьями раввинского суда Тель-Авива создан, безусловно, позитивный прецедент. При разводе дама, подавшая заведомо ложную жалобу на мужа может потерять право на алименты.
Однако поводов для беспокойства куда больше чем поводов для радости.
Рассчитывать на “доброго судью” в наше время не слишком серьезно. Распространенность подачи заведомо ложных жалоб доказывает, что в целом, механизм работает. Работает он потому, что действует общий подход – государству подсудно все, включая личную жизнь граждан. Государство (в лице светских судов, как правило, – данный то раввинский хотя и казенный) – Большой брат, всеобщий муж каждой женщины и родитель каждого ребенка. Уберите государство из детской и из спальни – прекратятся жалобы. В случае убийства и увечий (причиненных внутри семьи) государство более или менее успешно решало проблемы и 100 и 200 лет назад. Уберите государственное регулирование отношений, включая развода, люди начнут рассчитывать на себя, а не на Папу. Вернется в реальном а не игрушечном виде семейный контракт. Вернутся понятия вины и ответственности супругов (в том числе развода по вине одной из сторон с понятными последствиями). По сути, решение тель-авивских даяним (равов – судей) – попытка вернуть хотя бы в самых диких случаях упраздненный социалистами fault divorce. В свое время отмена типичного для семейных контрактов понятия “развода по вине…” означало введение универсального государственного регулирования. Последнее “во всеоружии полного знания” в “лучших интересах” детей и сторон раз и навсегда установило, что есть супруг и родитель первого сорта и второго сорта.
Потому что реальный интерес государственных чиновников, судей и ведущих принудительно к счастью политиков – это как раз распавшаяся семья, атомизированное общество зависимых и инфантильных избирателей – недомужей, недожен и недородителей. Мне кажется, что у большинства из нас интересы несколько иные. О чем мы с коллегами уже несколько лет пишем-пишем, пишем-пишем
1) последняя версия; в приложении ест материалы поясняющие как коалиция за Большое правительство выигрывает от развала семьи

2) устаревшая (2014 г.) версия, но по-русски .

13.06.2017
by Moshe
0 comments

Записка о проблемах тендерного законодательства РФ

Сергей Жаворонков подготовил записку о причинах не слишком эффективных попыток ограничить избыточные расходы бюджетов в РФ с помощью процедур обязательных тендерных закупок.

Автор приходит к следующему очевидному выводу. Неэффективность российского тендерного законодательства предопределена отсутствием жесткого требования использовать при отборе претендентов уникальный и счетный критерий выбора наилучшего тендерного предложения (на заключительном этапе процесса).

13.05.2017
by Moshe
0 comments

100 дней Трампа: меры символические и не только

Анализ решений администрации президента Дональда Трампа на основании официальных источников показывает, что многие меры первым месяцев президентства вынужденно носят символический характер. Однако даже на этом этапе понятно, что к этим мерам работа президента несводима. Одно только назначение в Верховный суд Нила Горсуча вкупе с подготовленным пакетом новых назначений федеральных судей оставит след на поколение в американской судебной системе. Важную роль могут сыграть реформы здравоохранения и налоговой системы.

Предварительные итоги работы администрации Дональда Трампа рассматриваются в контексте способности политика избранного с мандатом на радикальные изменения принимать решения под давлением мощной оппозиции и могущественных групп интересов опасающихся реформ: сокращения полномочий и бюджета “Большого правительства”.

С учетом невысоких ожиданий разумного эксперта от кандидата с яркой риторикой но без опыта в политике и без четкой идеологии результаты  работы можно считать впечатляющими.

В Приложении отдельно рассматриваются основания для спекуляций о “подпольном правительстве” каковые оказываются вполне обоснованными.

03.05.2017
by Moshe
0 comments

Варианты и пути восстановления цензовой демократии

Подготовлена записка “Дорога к демократии налогоплательщика и воина: “…Если захотите – это не сказка”.

В записке  рассмотрены некоторые предложения и сценарии по ликвидации всеобщей избирательной привилегии. Основа реформы, – апелляция не только к здравому смыслу избирателя (действительно – всеобщее избирательное право порождает массу негативных последствий), но, прежде всего, к моральному чувству, борьба против очевидных конфликтов интересов. Последние же вызывают постоянное и неуклонное снижение моральных стандартов в политике и на государственной службе (вплоть до открытого бунта против законно избранной власти бюрократов и клиентов бюджета). Показано, что опасности мощного народного движения в защиту привилегии по опыту прошлого ожидать не стоит. Не говоря уже о том, что легко доставшаяся и используемая для продажи голоса привилегия не создает достаточных стимулов ни идти на риск, ни брать на себя иные издержки политического активизма.

01.05.2017
by Moshe
0 comments

Дискуссия о моральности воссоздания государства Израиль

В своем известном эссе 1967 года “Вина за войны на Ближнем Востоке” (“War Guilt in the Middle East“) Мюррей Ротбард обвиняет сионизм и государство Израиль во всем насилии и крови пролитой в регионе. “Доказательства” строятся следующим образом.
Сначала вводятся аксиоматические допущения.
Первое о том, что земля Израиля принадлежит арабам. Разоблачая “коварную и аморальную” политику Британии, автор утверждает, что английские власти обещали одну и ту же землю двум претендентам – арабам и сионистам. Но морального равновесия между двумя обещаниями / претензиями нет, поскольку арабам обещали то, что им принадлежит. Сионистам же обещали то, что им не принадлежит никоим образом (в тексте это выглядит так: world Zionism was being promised a land most emphatically not its own.)
Второе допущение, что во всех войнах и конфликтах по определению виноваты евреи (то есть сионисты). Оно не сформулировано явным образом, однако для того, чтобы игнорировать в 1967-м году военно-политический контекст в котором Израиль нанес упреждающий удар нужна высокая интеллектуальная и моральная скажем осторожно, гибкость. Впрочем, если уж сионисты обвиняются даже в развязывании войны за независимость, то интерпретации войны 1967 года удивляться не приходится. Чтобы обозначить степень низости сионизма и его сторонников автор дважды использует в описании войны 1956 года слово “блицкриг” с подчеркиванием. Третий раз то же слово также с подчеркиванием используется для перехода к описанию войны 1967 года. Коварное и неожиданное для всех нападение мудрый Ротбард предсказал лично за несколько дней после назначения министром обороны “известного разжигателя войны Моше Даяна”.
Третье, не менее сильное допущение Ротбарда спрятано в утверждении о том, что арабы изгнанные сионистами потеряли свою частную собственность. Следовательно, автор как и многие современные пропагандисты утверждает, что у арабов есть понятие частной собственности близкое к современному (то есть основанному на определенном фундаменте личных прав и свобод и четком определении границы прав и ответственности связанных с владением, пользованием и распоряжением тем или иным объектом).
Между тем, ни в древности, ни в современных условиях такие права не существовали и не существуют по сей день у большинства народов (см. к примеру, Пайпс, 2000 ). Если оставить в стороне феномен богатой ресурсами малонаселенной страны, богатство и бедность в современном мире распределены как раз в соответствии с мерой уважения прав собственника и собственности. И такое уважение никогда не было отличительной чертой арабского мира (см. к примеру, Чернин, 2016 ). Есть множество механизмов – правовых и политических обеспечивающих относительную защищенность частной собственности и, что важнее, самого собственника в старых рыночных демократиях (Yanovskiy, Shestakov et al, 2014). Но допущение на то и допущение, что его “не нужно” доказывать. Любопытно, что человек позиционирующий себя как крупный и принципиальный защитник права собственности готов поступиться принципами и поддерживать традицию глубоко враждебную личным правам и собственности. Чуть ниже попробуем выдвинуть гипотезу о природе такого выбора.
Спустя без малого полвека после Родбарда тем же вопросом – о моральной легитимности основания и существования государства Израиль задаются три другие еврея – либертарианца. Среди них уже знакомый Вальтер Блок (Block, Futerman, Farber, 2016 ). Во внушительном, без малого 120-страничном очерке они отстаивают точку зрения противоположную позиции Ротбарда.
Авторы не ссылаются ни разу на волю и решение Всевышнего, на авторитет письменной или устной Торы, в чем их обвиняют либертарианские оппоненты . Они строят все свои рассуждения исключительно в рамках научной парадигмы (насколько эта парадигма вообще применима к истории и к иным общественным наукам). Доклад может служить неплохим кратким справочником по истории вопроса. Собранные авторами ссылки и обоснования показывают, что претензии евреев на землю Израиля, по меньшей мере, не могут игнорироваться добросовестным наблюдателем сколь угодно далеким от евреев и от еврейской традиции.
Однако, допущение о том, что в данном конфликте (как и в большинстве других серьезных, идеологически и религиозно нагруженных конфликтах) существует позиция беспристрастного наблюдателя, не выдерживает никакой критики. Сторонники новых версий тоталитаризма давно воюют с монотеизмом (с тем что иногда называют “иудео-христианские ценности”). Действительно, сама идея о неизобретенной и неизобретаемой человеком единой универсальной морали, об универсальном законе. Идея о том, что за этой моралью и за этим законом стоит всемогущий Высший судья несовместима с тоталитаризмом. Высший судья в еврейской традиции – конституционный монарх, даровавший договор, “конституцию”, связавшую обе стороны. Чего, важно подчеркнуть, не существует в исламе. Невозможность внести поправки и изменить эту конституцию исключает полную свободу рук диктатора или правящей олигархии объявлять высшими ценностями сегодня одни, завтра – “в интересах … рабочего класса”, нации или “сестричества” – другие.
К сожалению, многие сторонники свободы (или называющие себя так) испытывают тот же соблазн сотворить свою, самую правильную или просто удобную мораль. Люди которые верят в отсутствие Всевышнего и в то, что Синайское откровение – не более чем легенда сочиненная их ловкими конкурентами – предшественниками весьма болезненно реагируют на события, свидетельствующие о правоте оппонентов. В том числе на возрождение еврейского государства и на его удивительные победы над многочисленными и хорошо вооруженными врагами. Переубедить фанатично верующего в отсутствие Высшего судьи и в возможность изобретать свои удобные морали человека невозможно . Можно лишь самому сделать свой выбор. Тогда доклад Блока и его единомышленников становится косвенным подтверждением разумности аксиоматики несовместимой базово с аксиоматикой Ротбарда. Однако именно косвенным подтверждением, а не доказательством.

Выводы

Моральные основания права на жизнь, свободу и частную собственность естественно вытекают из традиции Синайского откровения, связаны с еврейскими ценностями (см. к примеру краткий обзор Socol, 2016). Попытки альтернативного обоснования, поиска иных аргументов сами по себе могут быть полезными. Однако попытки противопоставить логику еврейской традиции. Попытки сочинить некую новую, “высшую”, “свободную от архаики” мораль толкают человека назад, заставляют его поддерживать архаику против цивилизации, успешное насилие, возведенное в моральный принцип против еврейской традиции. Оказываются несовместимыми не только с наукой, но и с элементарной интеллектуальной честностью. Отбрасывают выдающегося интеллектуала на уровень сотрудника Института Марксизма – Ленинизма при ЦК КПСС.

Скачать записку целиком можно отсюда.

Источники

Block Walter Response to Jacobsson on Human Body Shield Libertarian papers Vol. 2 Art 325 2010: 1-10
Block Walter The Human Body Shield Journal of Libertarian Studies Volume 22 (2011): 625-630
Block, Walter E., Alan G. Futerman and Rafi Farber. 2016. “A Libertarian Approach to the Legal Status of the State of Israel.” Indonesian Journal of International and Comparative Law. Vol. 3, Issue, 2, June, pp. 435-553; (a critique of Murray Rothbard)
Jacobsson Carl The negative Homesteading Theory: Rejoinder to Walter Block on human Body Shield Journal of Libertarian Studies Volume 22 (2010): 99-102
Jaeger, David A., and M. Daniele Paserman, “The Cycle of Violence? An Empirical Analysis of Fatalities in the Palestinian-Israeli Conflict”. American Economic Review 98 (4): 1591–1604, 2008
Rothbard Murray N. The Ethics of Liberty New York University Press, 1998
Rothbard Murray N. 1984. “Eric Mack and the Anarchist Case for War.” The Libertarian Forum 18, no. 5–6, pp. 3–7 http://rothbard.altervista.org/articles/libertarian-forum/lf-18-5-6.pdf;
Rothbard Murray N. 1967, War Guilt in the Middle East, 3 Left & Right 20 (1967), https://mises.org/library/war-guilt-middle-east http://mises.org/journals/lar/pdfs/3_3/3_3_4.pdf.
Woods Tom Ep. 739 Libertarians Debate Creation of Israel: Compatible with Libertarian Ideas? 16th September 2016 http://tomwoods.com/ep-739-libertarians-debate-creation-of-israel-compatible-with-libertarian-ideas/
Yanovskiy Moshe, Shestakov Daniel and Leonard Carol How Democracy Could Cause Economic Growth: The Last 200 Years (November 6, 2014). http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2519823
Пайпс Ричард “Собственность и свобода” М., Московская школа политических исследований 2000.
Чернин Михаэль “Арабское население Израиля и палестинских территорий. Происхождение, клановая и конфессиональная структура М., “Гешарим”, 2016
Яновский М., Гинкер Т., Жаворонков С., Затковецкий И. “Убить надежду? В поисках надежной стратегии в Борьбе c терроризмом” (To Kill the Hope? In Search of Reliable Strategy for Fighting Terrorism) http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2679604 2015

 

25.04.2017
by Moshe
0 comments

Из истории становления государственной школы в США

В ходе сбора материалов и подготовки обзора литературы (по истории образования в США) для книжки с Policy Advice в т.ч. по реформе образования, удалось найти ответ на давно интересовавший нас вопрос – почему среди частных школ США и Канады доминируют католические? Выяснилось, что изначально государственную школу Горацио Манн (фанат и пионер распространения “передового прусского опыта” в США) и его единомышленники пытались использовать для “переплавки” мозгов детей недавних иммигрантов – католиков чтобы сделать их “нормальными американцами” в представлении тогдашней протестантской элиты; естественно не все родители были в восторге от такой перспективы. Особенно католики.

04.04.2017
by Moshe
0 comments

Обязательно ли давать убить себя террористу прикрытому живым щитом?

(полная версия статьи доступна на сайте SSRN).

У многих здравомыслящих и приличных людей вызывают интуитивное неприятие псевдоморальные рассуждения о необходимости дать себя убить террористу или иному аморальному существу.  Особенно если последнее догадалось использовать третье лицо в качестве “живого щита”.

Террориста определим как убийцу случайно встреченных гражданских лиц, сознательно максимизирующего число жертв ради медиа-эффекта с конечной целью добиться политических целей при том, что у него есть возможность добиваться тех же целей легальными ненасильственными методами. Такое определение отсекает, в частности, еврейское  подполье времен Британского мандата. Подробнее см. Яновский и др., 2015

Одним из таких здравомыслящих людей является и известный экономист либертарианского направления Вальтер Блок (Walter Block). Он  попытался решить проблему фундаментально – теоретически. Для этого ввел понятие (теорию) негативного гомстединга (negative homesteading). Гомстединг – это правовой механизм установления прав собственности на “бесхозный объект”. Он заключается в том, что первый кто продуктивно освоил природный ресурс (землю, ископаемые) становится их законным собственником. Вальтер Блок (Block, 2011) называет это “позитивным гомстедингом” и он давно и хорошо известен из правовой традиции – законов (из наиболее известных и массово применяемых Homestead Act) и практик их применения.
Негативный гомстединг, теорию которого формулирует Блок – это “обладание”, “владение” каким-то несчастьем – от природы или вследствие действий другого человека. Согласно Блоку получивший первым несчастье не может спасать себя от него, просто передав другому, без разрешения последнего.
Из этого введенного им самим правила Блок выводит право человека атакованного террористом, прикрывающимся живым щитом стрелять на поражение, чтобы спасти свою жизнь, даже если при этом он наверняка нанесет ущерб живому щиту (убьет человека взятого в качестве такового). Причем автор даже усложняет себе задачу, пытаясь строго доказать право атакуемого стрелять по живому щиту абстрагируясь (!) от настоящего агрессора на определенном этапе рассуждений.

Необходимость создания своей конструкции Блок обосновывает резонным замечанием о том, что принятый либертарианской этикой (см. к примеру Rothbard, 1988, p. 151-152) принцип не-агрессии (избегания агрессии – non aggression) приводит к аморальному парадоксу – необходимости дать злодею себя убить.

Причем Ротбард – общепризнанно один из отцов – основателей современного “свободомыслия” прямо требовал дать себя убить (от других конечно) в подобной ситуации в статье 1984 года (Rothbard, 1984). Следует оговориться, что одна из матерей оного свободомыслия не разделяла такой уверенности Ротбарда (о причине мы поговорим позднее).
Оппонент Блока – Джекобсон (Jacobsson, 2010) возражает, что это еще непонятно кто первоприобретатель несчастья – не сам ли атакуемый при помощи живого щита. Во всяком случае, ситуацию легко видоизменить так, чтобы дать такую интерпретацию. От себя добавим, что если ввести закон точно реализующий концепцию Блока, выстрел сделанный в сторону будущей жертвы за долю секунды до того как схватить за шиворот будущий живой щит решает проблему обхода. Не говоря уже о сговоре агрессора с исполнителем роли живого щита

(на практике такое не редкость – см. пример добровольцев за Саддама Хуссейна – С позиций левого радикала  официальный обзор ЦРУ о живом щите Саддама Хуссейна:   ; и это не говоря еще про случаи когда такую роль добровольно или полу-добровольно соглашаются играть соплеменники и единоверцы террориста / агрессора.)

Итак, Джекобсон утверждает, что нет противоречия между требованием non-aggression и правилом негативного гомстединга Блока и что оба в данной ситуации приводят к тому что атакованный при помощи живого щита должен позволить себя убить.
На возражение следует новое возражение – ответ Блока (Block, 2010) и становится очевидным, что проблема не получит удовлетворительного решения в рамках методологии доказательства исходя из допущений (аксиом) принятых как “разумные” каким-то кругом образованных людей. Просто потому, что толкования как ни удивительно зависят больше от несформулированных и оставленных в стороне целей логических построений, отличий в этических взглядах и в симпатиях в ситуациях известных обоим дискуссантам но не называемых явным образом. Впрочем, мы их естественно назовем в конце данного отрывка.
То есть система моральных ценностей не может быть построена выведением из аксиом, как такой способ не мил сердцу ученых, в данном случае – экономистов – либертарианцев. У каждого она окажется своя или уж точно, по результатам выводов не удастся согласовать приемлемую для всех. В итоге ситуация с множественностью таких искусственно построенных моралей эквивалента на практике отсутствию моральных ценностей вообще благодаря возможности выбирать ту или иную систему по ситуации, не говоря уже о возможности самому развить новую систему для определенной ситуации.

В позиции оппонента Блока – Джекобсона (Jacobsson, 2010) равно как и его “старшего товарища” Ротбарда  принцип “не- агрессии” входит в предсказуемое противоречие с правом на жизнь. Хуже того, поощряет убийцу использовать наиболее циничные методы.
Фридрих Хайек по поводу подобных ситуаций тщетно призывал коллег оставить пагубную самонадеянность и посмотреть – какие эффективные нормы дошли до нас в результате – по его версии – отбора путем проб и ошибок. В версии религиозной – потому что эти нормы одобрены свыше. Причем логически обе версии друг другу не противоречат.
Для начала, посмотрим, какова же известная успешная практика? Разве союзники победившие нацизм не бомбили так, что погибло огромное число гражданских лиц непосредственно не виновных в преступлениях нацизма?
Наверное, можно было бомбить и меньше, но мы наверняка этого не знаем. То, что узнали военные – было только итогом опыта. Если бы либертарианское требование не-агрессии применялось союзниками преемники Гитлера до сих пор успешно оставались бы у власти.
Правовая традиция
Ответственность за смерть живого щита на том кто применяет живой щит, а не на том кто атакуя причиняет смерть человеку использованному в таком качестве (статьи 28 и 29 Женевской конвенции от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны ).
Идея обязанности беречь свою жизнь и не ценить ее ниже жизни ближнего не запрещает с одной стороны сделать выбор в исключительной ситуации в пользу спасения жизни другого человека ценой собственной. Однако, в общем случае, безусловно поощряет защищать свою жизнь даже ценой жизни “живого щита” (“Присутствие покровительствуемого лица в каких-либо пунктах или районах не может быть использовано для защиты этих мест от военных операций.”). Главное же в данной ситуации – не сам истинный агрессор, а стимулы к агрессии. Универсальная мораль требует наказания преступника – включая наказание смертью вовсе не ради достижения эквивалентности нанесенного вреда наказанию. Один из ключевых моментов – наказание как сдерживающий фактор (обзор некоторых источников был сделан нами в докладе – Яновский, Гинкер, Жаворонков, Затковецкий, 2015). Несмотря на популярность теории “замкнутого круга насилия” среди лиц, претендующих на “улучшение” универсальной морали, удовлетворительных практических ее подтверждений не найдено. Их не находят даже левые экономисты, строящие свой анализ на наборе данных о терроре организации Betzelem , начинающийся с 2000 года или, точнее с визита Ариэля Шарона на Храмовую гору с которой, согласно левой мифологии, и начался большой арабский террор – см. к примеру Jaeger and Paserman, 2008.

Новый преступник, зная что тактика “живого щита” не работает, не защищает его от уничтожения, оставит попытки захватывать новые жертвы ради такого использования и наоборот. Знание об эффективности метода поощряет новых и новых преступников умножать страдания невинных людей. Не говоря уже о практиках, когда при долговременном контроле бандитов над населением ему внушается мысль о почетности служить живым щитом, об огромной награде за подчинение и жестоком наказании за отказ от такой роли.

Однако самое важное в этой истории не банальный вывод о необходимости уничтожить террориста и о печальной обязанности при необходимости наносить урон также и живому щиту.
Главное, почему я, читая Блока, почти готов принять его аргументы. При этом другие (явное большинство “свободомыслящей” публики) упорно, а иногда не скрывая эмоций отвергают такой вывод? Ответ, думается, прост. Я немного покривил душой, обвиняя участников дискуссии в абстрагировании от реальности. Участники прекрасно представляют о ком ведут речь. Атакуемый с помощью живого щита – это американский, израильский, реже – британский военный. Другие от таких миссий предпочитают уклоняться. Самым ярким символом нагруженным известным дополнительным смыслом является государство Израиль или просто – вооруженный еврей.
Я не против того, чтобы приняв как данную свыше, а потому безальтернативную реальность существование еврейского государства и его реальное право на самооборону, естественно включая и ситуацию с живым щитом, заниматься интеллектуальными упражнениями, в том числе и такого рода. Естественно, то же относится и к каждому еврею, его праву на жизнь, свободу, собственность и достоинство. Эти права каждому даны свыше и потому неотъемлемы и необсуждаемы. Злодей не должен воспользоваться плодами злодейства. Жертвы злодейства на его совести, а не на совести других, не пожелавших стать новой, дополнительной жертвой. Однако до того как такое принятие произошло и вне его рамок, никакого интеллектуально значимого результата дискуссия не дает. Тот, кто считает, что право на жизнь, а значит и на самооборону абсолютно, безусловно (а значит, его имеет право и еврей) примет с большими или меньшими оговорками позицию Вальтера Блока. Тот кто считает что упорствовать насчет частного случая еврея неконструктивно и даже неэтично (с какой стати давать ему “привилегию” пользоваться правами человека) эту позицию отвергнет. И далее естественно он отвергнет (сдаст в порядке компромисса дабы не прослыть расистом и исламофобом) те же права и для всего остального человечества. Сразу же (как оппонент Блока) или со временем (как это уже произошло с либералами). Некоторые факты, подтверждающие утверждения из последних двух абзацев, приведем далее.

Полный текст статьи доступен на SSRN

Block Walter Response to Jacobsson on Human Body Shield Libertarian papers Vol. 2 Art 325 2010: 1-10
Block Walter The Human Body Shield Journal of Libertarian Studies Volume 22 (2011): 625-630
Jacobsson Carl The negative Homesteading Theory: Rejoinder to Walter Block on human Body Shield Journal of Libertarian Studies Volume 22 (2010): 99-102
Jaeger, David A., and M. Daniele Paserman, “The Cycle of Violence? An Empirical Analysis of Fatalities in the Palestinian-Israeli Conflict”. American Economic Review 98 (4): 1591–1604, 2008
Rothbard Murray N. The Ethics of Liberty New York University Press, 1998
Rothbard Murray N. 1984. “Eric Mack and the Anarchist Case for War.” The Libertarian Forum 18, no. 5–6, pp. 3–7 http://rothbard.altervista.org/articles/libertarian-forum/lf-18-5-6.pdf;
Яновский М., Гинкер Т., Жаворонков С., Затковецкий И. “Убить надежду? В поисках надежной стратегии в Борьбе c терроризмом” (To Kill the Hope? In Search of Reliable Strategy for Fighting Terrorism) http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2679604 2015

17.03.2017
by Moshe
0 comments

Существует ли “Вашингтонский обком” и подпольное правительство?

Многие эксперты снисходительно отмахиваются от заявлений сторонников Трампа и консерваторов о растущем числе свидетельств того что проигравшая партия впервые в истории США не передала власть, уйдя в оппозицию, но пытается использовать политизированных судей и чиновников для того чтобы заблокировать работу новой администрации  (поиск по ключевым словам deep state trump дает множество таких материалов – вот к примеру). Дескать это все бездоказательная чушь и такое в принципе невозможно. Доказательств саботажа по конкретным случаям для суда у меня нет. Если, конечно, не брать во внимание внаглую политизированные и антиправовые решения судей по блокированию указа Трампа о приостановке завоза базы поддержки террористов из семи исламских стран. Добывать такие доказательства – дело Трампа и его людей. Но у меня есть доказательства того, что это очень даже возможно и что эксперты, утверждающие обратное, просто лгут.

(1) Теория. Демократическая партия как и все левые партии – это партия приоритета функций государственной заботы над функциями обороны, безопасности и правосудия. Это известно и легко проверяемо – просто по позициям демократов, по их голосованиям за бюджеты федеральный и штатные – это партия больших “социальных” расходов. И это успешная партия. Даже на федеральном уровне куда относятся все огромные расходы на оборону социальные расходы и, как следствие, – расходы по обслуживанию долга – в разы больше военных.

(2) соответственно – если Вы посмотрите число федеральных ведомств резко подскочившее начиная с позднего Гувера и Ф-Д Рузвельта то увидите что львиная доля федеральных (даже!) чиновников работает отнюдь не в Пентагоне. То есть их бюрократический деловой интерес строго совпадает с интересами Демократической партии.

(3) Еще в начала 1980-х годов вашингтонская публика была наскволь леволиберальной. Об этом пишет в своих известных мемуарах профессор – историк Р.Пайпс работавший некоторое время советником Рональда Рейгана. Для первой леди – Нэнси Рейган – главное в Вашингтоне было быть главной светской львицей. Политика ее особенно не интересовала. Нэнси естественно стала каналом донесения до мужа страхов и пожеланий левых жирных котов от государственной службы. Но это, можно сказать, давняя история. Личные впечатления одного человека хотя и образово добросовестного историка – единственного советолога который предсказал крах СССР а не вечное его процветание.

(4) Тезис о том что вашингтонский служилый люд кроме Пентагона (да и то не всего – см. причины здесь  стр. 38, смотри также график на рис. 1 стр. 46 – структура расходов федерального бюджета США в динамике) кровно и агрессивно заинтересован в том чтобы демократы правили вечно и вне зависимости от результатов выборов подтверждается просто грубо и надежно – результатами голосований чиновников. Да, оно конечно тайное но мы можем тайну немного приоткрыть. На сайте избирательной комиссии федерального округа Колумбия (города Вашингтон без пригородов) Вы можете не только найти информацию о том что за Клинтон проголосовало 90.48%  избирателей 8 ноября.

Здесь есть карта участков и данные по голосованию на каждом из 143-х избирательных участков города. Город поделен примерно поровну рекой Потомак к востоку от которой живут негры – обслуживающий персонал и социальные случаи. Ну там все ясно. Впрочем и среди негров по опросам обычно 4-6% голосуют за республиканцев (4.07% по всему городу – то есть нормальный как раз для афроамериканцев уровень). Негров – примерно половина населения  .

К западу от Потомака в районах весьма небедных живут преимущественно белые – также из околочиновного люда (лоббисты, технический персонал и т.п.) и собственно чиновники. Так вот, к Западу есть несколько участков где за Клинтон проголосовало “всего лишь” 75 с небольшим процента голосов и еще десятка полтора от 76 до 80 с небольшим процента. За Трампа соответственно от 15% на самых “консервативных” участках (там возможно живут в том числе действующие и отставные генералы и т.п. и их вполне хватит для такой неприятной для левых электоральной “аномалии”). Остальные участки и к западу от Потомака это от 80 до 90% голосов, ну а к Востоку – все вполне ожидаемо – от 90% и выше за Клинтон.

Начиная с конца XIX века госслужащие добились высокой степени автономии от выборных политиков. Это не значит, что они бросали вызов каждому президенту – стороннику Limited Government. Однако сегодня у них, вполне вероятно, созрело убеждение что бросить вызов уже вполне безопасно и является меньшим риском, чем ждать крайне нежелательных для себя и уже объявленных Д. Трампом реформ – сокращения государственных расходов, дерегулирования экономики.

Подчеркнем, что общие результаты голосований за все полвека что федеральным чиновникам в столице дали право не просто делить чужие налоги но еще и находясь в состоянии конфликта интересов голосовать по этим вопросам (не говоря уже о возможностях влияния на общественное мнение через утечки информации в СМИ) результаты выборов не отличались кардинальным образом от 8 ноября 2016 с некоторой правда тенденцией к ухудшению

ситуации (к росту однопартийности см. график):

Так неужели кто-то из серьезных экспертов может отрицать способность чиновников участвовать в коллективных усилиях против новой администрации, учитывая: сильные стимулы чиновников + большие возможности + надежно замеренные их настроения и предпочтения? То есть каждому кто скажет “это невозможно”, “это паранойя Трампа и консерваторов” можно  смело отказывать в доверии.

Приложение – ссылки
Современные классики о стимулах бюрократа (последнюю книгу можно скачать бесплатно):

Tullock Gordon, 2005, The Politics of Bureaucracy (Public Affairs Press, 1965; selected works, vol. 6 “Bureaucracy”, Liberty Fund)

Niskanen, William A., 1971, Bureaucracy and representative government (Transaction Books)

Jasay Anthony, 1985, The State Indianapolis: Liberty Fund, 1998

Просто классик об основной развилке в выборе задач государства – охранять от ограниченного спектра опасностей или же вести к счастью (также можно скачать книжку бесплатно):

Humboldt Wilhelm von, The Sphere and Duties of Government (The Limits of State Action) 8 Chapter III (1854 ed.) (1792).

06.03.2017
by Moshe
0 comments

Американское качество и дерегулирование

Вы довольны качеством китайских товаров? В том числе товаров длительного пользования?
Я подозреваю, что далеко не всегда. И не только Вы.
Несомненному снижению качества наблюдаемому в течение последних десятилетий (причем оно заметно даже несмотря на технологической прогресс) есть несколько объяснений.
Китайским и другим производителям из новых индустриальных стран крайне сложно не то что произвести качественный продукт, но зачастую даже понять что от них хочет заказчик в силу культурно-языкового барьера.

Разновидностью этой проблемы является отмечаемое многими свойство коллег из Китая и Индии: им крайне сложно признаться в ошибке, что затрудняет любые процедуры обеспечивающие качество. Ошибке придается значение сопоставимое с преступлением в котором крайне тяжело сознаться а значит тяжело и разобраться в проблеме и предотвратить аналогичные в будущем.

Однако главная проблема, как представляется, лежит в совсем иной плоскости. В последние десятилетия производство в странах с традиционно высокой производственной культурой, ориентированной на потребителя и отточенной веками конкуренции резко сократилось. Сократилось до такой степени, что товары производимые по заказам, проектам, программам разработанным на Западе не сталкиваются с конкуренцией разумно дорогих высококачественных товаров из Европы, США, Канады, Японии. Исчезли эталоны. При том что зарплаты в тех провинциях Китая в которых производится львиная доля импорта давно уже сопоставимы с европейскимии  (См.  Economist “End of cheap China” ). Относительная дешивизнак к тому же никак не объясняют того факта, что трудно, а зачастую просто невозможно купить компьютер или кухонный прибор сделанный в США или в Германии пускай и по цене в три раза выше чем сделанный в Китае.

Вытеснение производства из Европы и США началось с действия традиционных регуляций и высоких налогов. Однако сегодня проблемы с регистрацией сделок, выдачей лицензий, негибкостью трудового права и т.п. в развитых странах сильно облегчены, гарантии собственности вне конкуренции, налоги (особенно на прибыль корпораций) выше китайских, но зато нет неформального коррупционного налога.
Главным объяснением того что обратный поток инвестиций – из Китая в производство в США и в Европе став уже заметным  не стал массовым даже после того как неформальные гарантии иностранным инвесторам в Китае стали явно ненадежными  (русский вариант  статьи) являются … регуляции. Но регуляции которые не учитываются или плохо учитываются традиционными и вполне качественными замерами Economic Freedom in the World, Fraser Institute (аналогичные индексы выпускает Heritage Foundation и некоторые другие) или Doing Business (World Bank).
Речь идет:
(1) Об “антимонопольном” законодательстве  , чья идея и применения основаны на крайне смелом допущении о том, что государству известны оптимальные структуры рынков в любой момент времени а также реальные неискаженные сговором рыночные цены (сговор крупных игроков подразумевается по умолчанию также как в традиционном регулировании качества товаров подразумевается недобросовестность бизнеса).
(2) О “природоохранном” законодательстве исходящем из того же допущения о недобросовестности бизнеса а иногда и о вредности существования самого рода людского, вредящего некоей произвольно определяемой сущности “матери природы”.
(3) Антидискриминационное законодательство – пожалуй самая опасная разновидность “новых” регуляций. Она основана  на принципиальном отрицании человеческой свободы (см. подробнее в препринте новой книги, глава 5). Каковая интерпретируется как раз как злонамеренные дискриминационные действия. Тем более что мерой дискриминации обычно являются не доказанные мотивы (расистские к примеру) а просто статистика. Между тем, женитьба является актом грубой дискриминации в отношении всех имевших место быть или даже потенциально возможных кандидатов. Найм честного квалифицированного работника наносит ущерб неопытным, имеющим плохую репутацию работникам. Сдача жилья внаем также неизбежно оставляет неудовлетворенными некоторых реальных и огромное множество потенциальных желающих. Дискриминируемые группы определяются властями совершенно произвольно и объектом атаки может стать любой бизнес (даже мелкий, как показывает практика – также как в России жертвами антимонопольной активности становятся уже мелкие предприниматели).

В Китае таких норм и практик либо  еще нет, либо, благодаря коррупции, их можно обойти без критических потерь для бизнеса. Нет в Китае и непуганных “борцов за социальную справедливость” атакующих бизнес.  В некоррумпированной пока Европе и Америке даже откупиться надежно не получается. Ни от бюрократов ни от “политических активистов”.

Даже такие компании  как Гугль, Майкрософт, Эппл и прочие, поддерживающие любые безумства радикалов – “борцов за социальную справедливость” (наглое лжесвидетельство в суде об острой необходимости для их развития  беженцев – мусульман из Сирии, Ирака и Судана например) сами нередко становятся мишенями их атак с требованиями еще большего “равенства”.
Выводы и рекомендации из приведенного краткого анализа просты:
(1) Необходим постепенный демонтаж, начиная с резкого ужесточения критериев вмешательства всей системы антимонопольного регулирования
(2) Необходимо радикально сократить возможности прямого вмешательства властей всех уровней под предлогом защиты окружающей среды; способствовать расширению прав собственности на леса и внутренние водоемы и введение ответственности за обесценение собственности непредсказуемым загрязнением (механизм нащупанный прецедентами в США уже давно – см. Р.Коуза “Фирма. Рынок. Право”)
(3) Наконец, быстро и решительно прекратить любую возможность “антидискриминационных” баталий в отношении частных лиц. Равенство необходимо только перед законом, перед судом; даже при найме на государственную службу требование “пропорционального” представительства всех групп неуместно а иногда и просто опасно. Борьба с частной дискриминацией недопустима – по сути и в конечном итоге это борьба против человеческой свободы.

В США необходимо принятие закона который преодолеет и отменит большую часть норм закона о гражданских правах 1964 года (Civil Rights Act 1964) – все что относится к “антидискриминационным” ограничениям накладываемым на частный бизнес и частных лиц. Необходимо упразднить комиссию по равным возможностям при найме (EEOC).
Это понятные и простые меры. К сожалению, их простота “рейгановская”. Сороковой президент США говорил: На самом деле есть простые решения, … только они не из числа легких.

26.02.2017
by Moshe
0 comments

Подготовлен препринт новой книги

“Стратегия долгосрочного процветания: в поисках растаявшего ориентира”.

“Стратегия… ” является продолжением и дополнением работы “Институциональные ограничения современного экономического роста“, впервые вышедшей в 2011 году в издательстве “Дело” . Книга продолжает попытки авторов собрать примеры наилучших законов и практик для решения экономических, политических и моральных проблем, связанных с возрождением Большого государства и все менее жестко ограниченного в полномочиях правительства в старых демократиях и в остальном мире. Особое внимание уделяется возможностям общества снова взять на себя выполнение  функций образования, здравоохранения, помощи бедным (поставки “смешанных общественных благ”). Отдельно рассматриваются политические препятствия на пути предлагаемых реформ и меры на переходный период.

Две темы книжки пока только намечены (пенсионная реформа и реформа здравоохранения). Однако в целом, подготовленный материал, кажется, может быть представлен для критики коллег.

Препринт книги

Брошюра – введение и краткое содержание книги

Замечания и предложения по форме и содержанию принимаются с благодарностью. Представленный и принятый авторами готовый материал означает соавторство в соответствующей главе.

Также с особой благодарностью ожидаются предложения по сотрудничеству в подготовке книги к изданию и в самом издании.