Шомронский центр изучения экономической политики

На пути к эффективным институтам

Почему количество дипломов перестало влиять на экономический рост?

| 0 comments

В нашей статье “Всеобщее принудительное: что случилось с образованием и можно ли перезапустить мотор экономического роста?”  (ссылка на статью на сайте журнала №4 Вопростов теоретической экономики за 2022 г.) мы попытались объяснить почему уже с четверть века эффект роста формальной (замеряемой процентом получивших аттестаты и дипломы) образованности не отражается в темпах экономического роста. Уже давно высказывалась гипотеза о том, что в наше время образование из набора полезных для работы и успеха не только личного но и странового в целом превратилось в роскошь, которую могут позволить себе богатые или относительно богатые – семьи и страны. Диплом все еще полезен для карьеры, особенно в государственных структурах, новсе слабее связан со знаниями, особенно с такими, которые способствуют научно-техническому прогрессу и развитию экономики.

В последние сто лет в организации массового образования доминирует государство. Поэтому мы попытаемся найти объяснения, почему огосударствление долгое время не мешало успехам в образовании. Что стоит за изменением тенденции. Наконец, что можно сделать для того, чтобы образование снова стало давать знания, а не только дипломы и положительно влиять не только на личные карьеры, но и на темпы экономического роста.

Пока армия и христианская религия были в почете в странах – лидерах экономического роста, растущие требования к солдатам и сержантам, офицерам удерживали планку государственного образования от падения. Навык чтения сложных, насыщенных видимыми противоречиями (требующими толкования) текстов создавал и поддерживал умение ориентироваться в текстах законов, повышал навыки необходимые для развитого гражданского общества да и просто тренировал логику полезную во всех науках. По мере размывания авторитета армии (связанного по нашему мнению с экспансией социального государства) а также и с упадком религиозной общинной жизни (социальное государство не просто конкурирует с семьей и с религиозной общиной, оно с каждым поколением все более агрессивно атакует эти институты) “планке”  становится не начем держаться и она довольно быстро падает до уровня, когда выпускник 12-летней школы в развитой стране не всегда умеет свободно читать и писать (что не составляло никакого труда для выпускника 4-летней школы 120-150-200 лет тому назад).

Мы полагаем, что никакого комфортного выхода из кризиса. Семье придется снова принимать на себя ответственность за образование своих детей – и не в виде исключения, а в виде правила без альтернативы.

Leave a Reply

Required fields are marked *.