Шомронский центр изучения экономической политики

На пути к эффективным институтам

31.08.2017
by Moshe
0 comments

Опубликована статья об индикаторах качества институтов

Журнал  Constitutional Political Economy издательства  Springer опубликовал (Volume 28, Issue 4, December 2017 pp. 311-320 ) нашу статью “A Proposal for a More Objective Measure of De Facto Constitutional Constraints”.

Простые и легко корректируемые при поступлении дополнительной или новой информации показатели качества институтов основаны на наблюдаемых и четко регистрируемых событиях вместо распространенных экспертных оценок.

На первом этапе мы искали события, для ответа для каждой страны в каждый год на три вопроса:

1) Оставляет ли власть и уходит в оппозицию правящая группа, контролирующая правительство,  проиграв выборы? (критерий Пжеворского);
2) Может ли правительство  проиграть даже в широко освещаемом прессой и значимом для престижа и власти деле (процессе) в суде и подчиняется ли оно в таком случае судебному решению?;
3) Критикуют ли оппозиционные СМИ правительство, призывая к его замене, в том числе обвиняя правительство или иные высшие органы: в опасной для общества недееспособности; в имморализме; в совершении уголовно наказуемых преступлений, не опасаясь мести и наказания?

Первая русская версия работы была опубликована в журнале “Экономическая политика” №4 за 2013 год.

Новая статья:   Yanovskiy Moshe, Ginker Tim ” A Proposal for a More Objective Measure of De Facto Constitutional Constraints ” Journal of Constitutional Political Economy, DOI: 10.1007/s10602-017-9242-1, 2017     http://link.springer.com/article/10.1007/s10602-017-9242-1

Полный текст может быть выслан по запросу (на адрес yanovskiy.moshe at gmail.com).

30.08.2017
by Moshe
0 comments

Дополнительные материалы к “Стратегии долгосрочного процветания…”

К анонсированной ранее будущей книге “Стратегия долгосрочного процветания: в поисках растаявшего ориентира” , к главам по реформе системы образования и по реформе здравоохранения подготовлены дополнительные материалы.

Они важны для обоснования и понимания рекомендаций, однако из-за значительного объема не могут быть включены в книгу.

Яновский Моше “Государственное образование: мотор или балласт? Обзор литературы о состоянии и истории государственного образования в США

Яновский Моше, Жаворонков С.В. “Дополнительные материалы по истории государственного здравоохранения”  30 августа 2017

27.07.2017
by Moshe
0 comments

О еврейской морали и об обменном материале

После того, как террорист атаковал еврея – охранника посольства в Иордании арабы потребовали выдать им… жертву у которой к тому же дипломатический иммунитет. Как? Зачем?  Просто потому, что знают что к их безграничным по наглости требованиям все привычно относятся на полном серьезе (много лет их партнеры в Европе, США и главное – в Израиле способствовали росту ожиданий, ощущению отсутствия “красных линий”). И что Б.Нетаньяху точно так к ним и отнесется. Почему? Арабам понадобился “обменный материал” для захвата Храмовой горы. И они обменяли охранника на контроль за Храмовой горой, который в свою очередь вдохновит новые теракты в продолжение к уже осуществленным. Согласно  нашей методологии оценки  стимулов к террору произошедшее событие (капитуляция правительства Израиля перед достаточно беззубым шантажом арабов  никаких серьезных возможностей давления у Иорданского короля в случае отказа Израиля и особенно принятия симметричных мер не было)  относится к однозначно событиям дающим надежду террористам.

Левые правительства первых десятилетий существования государства Израиль воспринимали его как свою вотчину. При массе понятных проблем с этим связанных такое восприятие давало им чувство ответственности за собственный “актив” (арец шель ави).
Поэтому при необходимости они санкционировали:
– спецоперации за рубежом с убийствами и похищениями;
– обстрелы территорий государств, используемых террористами в качестве плацдарма и убежища;
– вторжения на эти территории для свирепых акций возмездия при обильных “сопутствующих потерях” (гражданского формально населения);
– захват обменного материала
В 1977-1982 гг. страна перешла в “бесхозное состояние”.
Левые быстро отвыкли от ответственности и их предательская кампания во время первой Ливанской войны поставила точку в истории “исключения из левых правил”. Подробнее история приведена в докладе: The Evolving Priorities of the Israeli Left: From Social Justice to Security and Back.

Национальный лагерь предпочел консенсусную политику революции. При том, что политически  возможность абсолютно мирной реолюции была. Но это означало взятие на себя не номинальной, но реальной власти, вкупе со всей полнотой ответственности.

Ссылка на прелести национального единства и консенсуса полностью дискредитирована начиная с 1982 года когда становится ясно что левые во имя власти готовы пожертвовать интересами безопасности.
То есть жизнями избирателей (особенно не своих).
Оправдание “только не война между братьями” еще как-то работало в 1948-м. Но уж никак не в 1977-м и тем более не в 2017-м. Да, ссылка на угрозу переворота весьма широко распространена. Но это несерьезное возражение. Мы все знаем пример Августа 1991 года в России когда мандат на выборах оказался оружием весьма действенным против не потенциального а уже состоявшегося переворота. Я уже молчу про совсем свежий пример неудавшегося переворота против Эрдуана в Турции. Собственно, почему он не удался? А потому что если у лидера против которого направлен переворот есть решимость вывести сторонников на улицу задача очистить улицы от этих сторонников решается очень тяжело. Даже в тоталитарном Китае в июне 1989 года пришлось перебрасывать в Пекин войска из провинции (По этой ссылке Вы найдете описание на английском содержания вышедшей только по китайски пока книги о войсках участвовавших в событиях июня 1989 года) и разыгрывать перед ними специально подготовленный спектакль, чтобы добиться от них выполнения приказа стрелять в протестующих.
Стрелять же в законную власть заставить много сложнее.
Особенно сегодня. Вспомните как уже много выборных циклов голосует Армия обороны Израиля?
Итак, применительно к руководителю еврейская мораль означает, прежде всего, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за жизни и безопасность еврейского народа.
Для этого готовность к любым, даже весьма неприятным мерам. Включая вторжения на территории “суверенных государств”, захват обменного материала (как это делал некто Йонатан Нетаньяху см. также Julian Hana Levi “PM reflects on first Recording of Brother Yoni’s Voice” // Jewish Press May 5th 2014.)

обстрелы густонаселенных территорий и многое другое.
Мерам, пойди на которые Б.Нетаньяху, его более ответственным приемникам не пришлось бы обдумывать массовые депортации и отстрел при демонстративной жестокости осуществления. Потому что теперь иначе объяснить арабам что это не их земля, которую они не собираются с нами делить, а наша земля которую мы ни с кем не намерены делить, увы, невозможно.
Потому что наша кровь краснее их крови. Это мы учим из истории вынужденной войны Давида с Амоном. Свирепость которой получила Высшую санкцию и одобрение, в отличие от истории с Бат Шевой.
Да есть еще среди нас люди с самодельной искусственной моралью, заявляющие что такого не потерпят. Судьба таких людей долгосрочно понятна. Они, по сути, становятся (переходят) на тоталитарную позицию – только тоталитарист изобретает свою мораль “более правильную” чем наша традиция.
При этом следует признать, что принять такие меры далеко не просто и они требуют обостренного чувства ответственности, совести от лидера. Проще снять металлодетекторы и жаловаться на обстоятельства непреодолимой силы.

 

23.07.2017
by Moshe
0 comments

“Пушки вместо масла”

опубликованы по английски,   с Б..жьей помощью.

После нескольких лет исторических или бессмысленных реакций из редакций экономических журналов мы переключились на военные издания. Последних (исключая совсем уж технических) немного, но решение оказалось удачным.

Статья “How Butter beats the Guns” опубликована в чешском военном журнале Defence & Strategy.

Чехи восприняли (хотя тоже не без труда) аргумент: если Вам нужны рассуждения руководства о прелестях мирного сосуществования и терпимости Вам нужен Джастин Трюдо. Но если Вам нужна крепкая оборона, основанная на эффекте сдерживания (на страхе перед агрессивной армией с эффективным руководством), то на роль лидера куда лучше подходит Ян Жижка.

Статья находится по этому адресу.

Тот кто предпочитает сгрузить себе pdf file может сделать пройдя по этой ссылке и нажав на оранжевую “кнопку”  Download this paper в левой верхней части экрана.

Несколько устаревшая русская версия также доступна на сайте SSRN.

20.07.2017
by Moshe
0 comments

Есть судьи … в Тель-Авиве?

Судьями раввинского суда Тель-Авива создан, безусловно, позитивный прецедент. При разводе дама, подавшая заведомо ложную жалобу на мужа может потерять право на алименты.
Однако поводов для беспокойства куда больше чем поводов для радости.
Рассчитывать на “доброго судью” в наше время не слишком серьезно. Распространенность подачи заведомо ложных жалоб доказывает, что в целом, механизм работает. Работает он потому, что действует общий подход – государству подсудно все, включая личную жизнь граждан. Государство (в лице светских судов, как правило, – данный то раввинский хотя и казенный) – Большой брат, всеобщий муж каждой женщины и родитель каждого ребенка. Уберите государство из детской и из спальни – прекратятся жалобы. В случае убийства и увечий (причиненных внутри семьи) государство более или менее успешно решало проблемы и 100 и 200 лет назад. Уберите государственное регулирование отношений, включая развода, люди начнут рассчитывать на себя, а не на Папу. Вернется в реальном а не игрушечном виде семейный контракт. Вернутся понятия вины и ответственности супругов (в том числе развода по вине одной из сторон с понятными последствиями). По сути, решение тель-авивских даяним (равов – судей) – попытка вернуть хотя бы в самых диких случаях упраздненный социалистами fault divorce. В свое время отмена типичного для семейных контрактов понятия “развода по вине…” означало введение универсального государственного регулирования. Последнее “во всеоружии полного знания” в “лучших интересах” детей и сторон раз и навсегда установило, что есть супруг и родитель первого сорта и второго сорта.
Потому что реальный интерес государственных чиновников, судей и ведущих принудительно к счастью политиков – это как раз распавшаяся семья, атомизированное общество зависимых и инфантильных избирателей – недомужей, недожен и недородителей. Мне кажется, что у большинства из нас интересы несколько иные. О чем мы с коллегами уже несколько лет пишем-пишем, пишем-пишем
1) последняя версия; в приложении ест материалы поясняющие как коалиция за Большое правительство выигрывает от развала семьи

2) устаревшая (2014 г.) версия, но по-русски .

13.06.2017
by Moshe
0 comments

Записка о проблемах тендерного законодательства РФ

Сергей Жаворонков подготовил записку о причинах не слишком эффективных попыток ограничить избыточные расходы бюджетов в РФ с помощью процедур обязательных тендерных закупок.

Автор приходит к следующему очевидному выводу. Неэффективность российского тендерного законодательства предопределена отсутствием жесткого требования использовать при отборе претендентов уникальный и счетный критерий выбора наилучшего тендерного предложения (на заключительном этапе процесса).

13.05.2017
by Moshe
0 comments

100 дней Трампа: меры символические и не только

Анализ решений администрации президента Дональда Трампа на основании официальных источников показывает, что многие меры первым месяцев президентства вынужденно носят символический характер. Однако даже на этом этапе понятно, что к этим мерам работа президента несводима. Одно только назначение в Верховный суд Нила Горсуча вкупе с подготовленным пакетом новых назначений федеральных судей оставит след на поколение в американской судебной системе. Важную роль могут сыграть реформы здравоохранения и налоговой системы.

Предварительные итоги работы администрации Дональда Трампа рассматриваются в контексте способности политика избранного с мандатом на радикальные изменения принимать решения под давлением мощной оппозиции и могущественных групп интересов опасающихся реформ: сокращения полномочий и бюджета “Большого правительства”.

С учетом невысоких ожиданий разумного эксперта от кандидата с яркой риторикой но без опыта в политике и без четкой идеологии результаты  работы можно считать впечатляющими.

В Приложении отдельно рассматриваются основания для спекуляций о “подпольном правительстве” каковые оказываются вполне обоснованными.

03.05.2017
by Moshe
0 comments

Варианты и пути восстановления цензовой демократии

Подготовлена записка “Дорога к демократии налогоплательщика и воина: “…Если захотите – это не сказка”.

В записке  рассмотрены некоторые предложения и сценарии по ликвидации всеобщей избирательной привилегии. Основа реформы, – апелляция не только к здравому смыслу избирателя (действительно – всеобщее избирательное право порождает массу негативных последствий), но, прежде всего, к моральному чувству, борьба против очевидных конфликтов интересов. Последние же вызывают постоянное и неуклонное снижение моральных стандартов в политике и на государственной службе (вплоть до открытого бунта против законно избранной власти бюрократов и клиентов бюджета). Показано, что опасности мощного народного движения в защиту привилегии по опыту прошлого ожидать не стоит. Не говоря уже о том, что легко доставшаяся и используемая для продажи голоса привилегия не создает достаточных стимулов ни идти на риск, ни брать на себя иные издержки политического активизма.

01.05.2017
by Moshe
0 comments

Дискуссия о моральности воссоздания государства Израиль

В своем известном эссе 1967 года “Вина за войны на Ближнем Востоке” (“War Guilt in the Middle East“) Мюррей Ротбард обвиняет сионизм и государство Израиль во всем насилии и крови пролитой в регионе. “Доказательства” строятся следующим образом.
Сначала вводятся аксиоматические допущения.
Первое о том, что земля Израиля принадлежит арабам. Разоблачая “коварную и аморальную” политику Британии, автор утверждает, что английские власти обещали одну и ту же землю двум претендентам – арабам и сионистам. Но морального равновесия между двумя обещаниями / претензиями нет, поскольку арабам обещали то, что им принадлежит. Сионистам же обещали то, что им не принадлежит никоим образом (в тексте это выглядит так: world Zionism was being promised a land most emphatically not its own.)
Второе допущение, что во всех войнах и конфликтах по определению виноваты евреи (то есть сионисты). Оно не сформулировано явным образом, однако для того, чтобы игнорировать в 1967-м году военно-политический контекст в котором Израиль нанес упреждающий удар нужна высокая интеллектуальная и моральная скажем осторожно, гибкость. Впрочем, если уж сионисты обвиняются даже в развязывании войны за независимость, то интерпретации войны 1967 года удивляться не приходится. Чтобы обозначить степень низости сионизма и его сторонников автор дважды использует в описании войны 1956 года слово “блицкриг” с подчеркиванием. Третий раз то же слово также с подчеркиванием используется для перехода к описанию войны 1967 года. Коварное и неожиданное для всех нападение мудрый Ротбард предсказал лично за несколько дней после назначения министром обороны “известного разжигателя войны Моше Даяна”.
Третье, не менее сильное допущение Ротбарда спрятано в утверждении о том, что арабы изгнанные сионистами потеряли свою частную собственность. Следовательно, автор как и многие современные пропагандисты утверждает, что у арабов есть понятие частной собственности близкое к современному (то есть основанному на определенном фундаменте личных прав и свобод и четком определении границы прав и ответственности связанных с владением, пользованием и распоряжением тем или иным объектом).
Между тем, ни в древности, ни в современных условиях такие права не существовали и не существуют по сей день у большинства народов (см. к примеру, Пайпс, 2000 ). Если оставить в стороне феномен богатой ресурсами малонаселенной страны, богатство и бедность в современном мире распределены как раз в соответствии с мерой уважения прав собственника и собственности. И такое уважение никогда не было отличительной чертой арабского мира (см. к примеру, Чернин, 2016 ). Есть множество механизмов – правовых и политических обеспечивающих относительную защищенность частной собственности и, что важнее, самого собственника в старых рыночных демократиях (Yanovskiy, Shestakov et al, 2014). Но допущение на то и допущение, что его “не нужно” доказывать. Любопытно, что человек позиционирующий себя как крупный и принципиальный защитник права собственности готов поступиться принципами и поддерживать традицию глубоко враждебную личным правам и собственности. Чуть ниже попробуем выдвинуть гипотезу о природе такого выбора.
Спустя без малого полвека после Родбарда тем же вопросом – о моральной легитимности основания и существования государства Израиль задаются три другие еврея – либертарианца. Среди них уже знакомый Вальтер Блок (Block, Futerman, Farber, 2016 ). Во внушительном, без малого 120-страничном очерке они отстаивают точку зрения противоположную позиции Ротбарда.
Авторы не ссылаются ни разу на волю и решение Всевышнего, на авторитет письменной или устной Торы, в чем их обвиняют либертарианские оппоненты . Они строят все свои рассуждения исключительно в рамках научной парадигмы (насколько эта парадигма вообще применима к истории и к иным общественным наукам). Доклад может служить неплохим кратким справочником по истории вопроса. Собранные авторами ссылки и обоснования показывают, что претензии евреев на землю Израиля, по меньшей мере, не могут игнорироваться добросовестным наблюдателем сколь угодно далеким от евреев и от еврейской традиции.
Однако, допущение о том, что в данном конфликте (как и в большинстве других серьезных, идеологически и религиозно нагруженных конфликтах) существует позиция беспристрастного наблюдателя, не выдерживает никакой критики. Сторонники новых версий тоталитаризма давно воюют с монотеизмом (с тем что иногда называют “иудео-христианские ценности”). Действительно, сама идея о неизобретенной и неизобретаемой человеком единой универсальной морали, об универсальном законе. Идея о том, что за этой моралью и за этим законом стоит всемогущий Высший судья несовместима с тоталитаризмом. Высший судья в еврейской традиции – конституционный монарх, даровавший договор, “конституцию”, связавшую обе стороны. Чего, важно подчеркнуть, не существует в исламе. Невозможность внести поправки и изменить эту конституцию исключает полную свободу рук диктатора или правящей олигархии объявлять высшими ценностями сегодня одни, завтра – “в интересах … рабочего класса”, нации или “сестричества” – другие.
К сожалению, многие сторонники свободы (или называющие себя так) испытывают тот же соблазн сотворить свою, самую правильную или просто удобную мораль. Люди которые верят в отсутствие Всевышнего и в то, что Синайское откровение – не более чем легенда сочиненная их ловкими конкурентами – предшественниками весьма болезненно реагируют на события, свидетельствующие о правоте оппонентов. В том числе на возрождение еврейского государства и на его удивительные победы над многочисленными и хорошо вооруженными врагами. Переубедить фанатично верующего в отсутствие Высшего судьи и в возможность изобретать свои удобные морали человека невозможно . Можно лишь самому сделать свой выбор. Тогда доклад Блока и его единомышленников становится косвенным подтверждением разумности аксиоматики несовместимой базово с аксиоматикой Ротбарда. Однако именно косвенным подтверждением, а не доказательством.

Выводы

Моральные основания права на жизнь, свободу и частную собственность естественно вытекают из традиции Синайского откровения, связаны с еврейскими ценностями (см. к примеру краткий обзор Socol, 2016). Попытки альтернативного обоснования, поиска иных аргументов сами по себе могут быть полезными. Однако попытки противопоставить логику еврейской традиции. Попытки сочинить некую новую, “высшую”, “свободную от архаики” мораль толкают человека назад, заставляют его поддерживать архаику против цивилизации, успешное насилие, возведенное в моральный принцип против еврейской традиции. Оказываются несовместимыми не только с наукой, но и с элементарной интеллектуальной честностью. Отбрасывают выдающегося интеллектуала на уровень сотрудника Института Марксизма – Ленинизма при ЦК КПСС.

Скачать записку целиком можно отсюда.

Источники

Block Walter Response to Jacobsson on Human Body Shield Libertarian papers Vol. 2 Art 325 2010: 1-10
Block Walter The Human Body Shield Journal of Libertarian Studies Volume 22 (2011): 625-630
Block, Walter E., Alan G. Futerman and Rafi Farber. 2016. “A Libertarian Approach to the Legal Status of the State of Israel.” Indonesian Journal of International and Comparative Law. Vol. 3, Issue, 2, June, pp. 435-553; (a critique of Murray Rothbard)
Jacobsson Carl The negative Homesteading Theory: Rejoinder to Walter Block on human Body Shield Journal of Libertarian Studies Volume 22 (2010): 99-102
Jaeger, David A., and M. Daniele Paserman, “The Cycle of Violence? An Empirical Analysis of Fatalities in the Palestinian-Israeli Conflict”. American Economic Review 98 (4): 1591–1604, 2008
Rothbard Murray N. The Ethics of Liberty New York University Press, 1998
Rothbard Murray N. 1984. “Eric Mack and the Anarchist Case for War.” The Libertarian Forum 18, no. 5–6, pp. 3–7 http://rothbard.altervista.org/articles/libertarian-forum/lf-18-5-6.pdf;
Rothbard Murray N. 1967, War Guilt in the Middle East, 3 Left & Right 20 (1967), https://mises.org/library/war-guilt-middle-east http://mises.org/journals/lar/pdfs/3_3/3_3_4.pdf.
Woods Tom Ep. 739 Libertarians Debate Creation of Israel: Compatible with Libertarian Ideas? 16th September 2016 http://tomwoods.com/ep-739-libertarians-debate-creation-of-israel-compatible-with-libertarian-ideas/
Yanovskiy Moshe, Shestakov Daniel and Leonard Carol How Democracy Could Cause Economic Growth: The Last 200 Years (November 6, 2014). http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2519823
Пайпс Ричард “Собственность и свобода” М., Московская школа политических исследований 2000.
Чернин Михаэль “Арабское население Израиля и палестинских территорий. Происхождение, клановая и конфессиональная структура М., “Гешарим”, 2016
Яновский М., Гинкер Т., Жаворонков С., Затковецкий И. “Убить надежду? В поисках надежной стратегии в Борьбе c терроризмом” (To Kill the Hope? In Search of Reliable Strategy for Fighting Terrorism) http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2679604 2015

 

25.04.2017
by Moshe
0 comments

Из истории становления государственной школы в США

В ходе сбора материалов и подготовки обзора литературы (по истории образования в США) для книжки с Policy Advice в т.ч. по реформе образования, удалось найти ответ на давно интересовавший нас вопрос – почему среди частных школ США и Канады доминируют католические? Выяснилось, что изначально государственную школу Горацио Манн (фанат и пионер распространения “передового прусского опыта” в США) и его единомышленники пытались использовать для “переплавки” мозгов детей недавних иммигрантов – католиков чтобы сделать их “нормальными американцами” в представлении тогдашней протестантской элиты; естественно не все родители были в восторге от такой перспективы. Особенно католики.