В восьмой главе нашей книжки “Авторитаризм и передовой китайский опыт” мы попытались обосновать прогноз неспособности Китая долго удерживать высокие темпы роста (первая же публикация на эту тему относится к 2009 году).
Качество экономического роста в Китае ухудшается запугиванием отечественных и иностранных инвесторов. Отсутствие гарантий неприкосновенности личности делает бизнес там все менее безопасным. Проблемы с воспроизводством качественной рабочей силы (борьба с высокой рождаемостью затрагивающая в основном города), разжигание антипредпринимательских настроений самой властью и иные негативные явления угрожают создать серьезные проблемы для долгосрочного стабильного роста.
Наконец, глубокие экономические реформы направленные на разгрузку экономики от тяжелого и несправедливого (“прогрессивного” к примеру) налогового бремени и безумных регуляций (“зеленых”, гендерных и мн. др) в любой крупной рыночной демократии немедленно приведет к оттоку капиталов из реального сектора Китая в реальный сектор такой страны.
Все больше потребителей обращают раздраженное внимание на заметное общее снижение качества технически сложных товаров после того, как все крупные фирмы перевели основные производства в Китай. Так что спрос на более дорогие, но и более надежные товары “белой сборки” существует и, вероятно, будет расти.
Иными словами, долгосрочные (более 10 лет) вложения в китайские активы представляются нам неразумно рискованным предприятием.
P.S. 2022:
Многие наблюдатели акцентируют заметаемый под ковер рост обязательств Китая (провинциальных и местных властей). Другие (в деловой прессе – здесь и здесь) указывают на кризис в сфере недвижимости, проводя аналогии с 2007 годом в США. Однако ими не выделяется корень проблемы. С разрушением минимальных гарантий частному собственнику и частной собственности резко сократилось число «хороших» (в подавляющем большинстве, естественно, частных) проектов. Государство пытается заместить хорошие частные инвестиции своими. Мелкий инвестор не имеет богатого выбора проектов, в которых он мог бы поучаствовать с выгодой и при разумных рисках (отсюда переинвестирование в недвижимость).
Pingback: Еще раз о спросе на “белую сборку” (к прогнозу об инвестициях в КНР) | На пути к эффективным институтам
Pingback: КНР: можно ли обойтись госинвестициями? | На пути к эффективным институтам
Pingback: Связано ли качество экономического роста в КНР с казнью Лю Ханя? | На пути к эффективным институтам