Шомронский центр изучения экономической политики

На пути к эффективным институтам

Снова о санкциях: реакция на статью коллег

| 0 comments

О статье Даниила Ситкевича и Ирины Стародубровской «Кратко- и долгосрочные последствия санкций: опыт Ирана и Югославии».
Авторы взялись за тему актуальную сейчас в России до уровня небезопасной. Они предупреждают о том, что наряду с понятными всем и без статей, и без изучения иностранного печального опыта последствий санкций они оставят наследие на долгое время и наследие весьма тяжелое.
Мне кажется, что для сравнения стоило бы брать скорее ЮАР, но и приведенные примеры достаточно красноречивы. Как и пишут авторы, экономика если она не совсем централизованная и хоть немного рыночная к санкциям так или иначе приспособится. Но долгосрочно сами механизмы приспособления станут ловушкой и будут много лет препятствовать здоровому экономическому росту и после снятия санкций. Когда «импортозаместительный» сектор рухнет, когда выяснится масштаб накопленного технологического отставания, когда навыки управления, наработанные в условиях санкций, окажутся скорее вредными, чем полезными после снятия санкций. Наконец, когда санкции будут сняты, страна останется с раздутым теневым сектором, которому проще обходить санкции. Вырастет доля так называемого «силового предпринимательства» – иными словами усилится организованная преступность. Теневой характер не мешает, а скорее подразумевает сращивание бизнеса и власти, особенно в условиях России. Избавиться от таких искажений и уродств экономике будет совсем не просто.
Недостатком статьи, по-моему, является отсутствие внимания к уровню экономической свободы санкционируемой страны. Если он ниже, чем у стран, накладывающих санкции, то весь анализ статьи вполне достаточен. Особенность нынешней ситуации в том, что уровень экономической свободы США и Западной Европы в результате ковидо-безумия и экспансии государства под предлогом “защиты населения” наложившегося на джихад против дискриминации , против коров и изменений климата резко снизился. Даже если эксперты, работающие на Fraser Institute, Heritage Foundation и другие центры, анализирующие положение дел с экономической свободы, пока стараются заметать проблему под ковер и на их рейтингах мы не видим пока катастрофического обвала этих рейтингов для США, Голландии, Великобритании и других стран пораженных модной идеологией.
Россия является куда менее рыночной экономикой чем в 2003 году накануне атаки на ЮКОС, однако в последний год нового ухудшения не произошло. Россия имеет несомненную фору перед Ираном и Югославией с точки зрения способности экономики к адаптации.
Нам в Израиле важен этот опыт. Но нам много важнее обратить внимание на совсем иной опыт, когда страна, накладывающая санкции является менее рыночной и менее свободной чем санкционируемая. В своей работе «Политическая экономия экономических санкций: факторы введения, ущерба и устойчивости экономики е их воздействию»  мы рассматривали и такие примеры и пришли к следующему выводу.
Если Израиль порвет с тенденцией некогда свободных стран ограничивать свободу предпринимательства.
Если по традиционным видам регулирования мы превзойдем конкурентов за инвестиции, отменив львиную долю лицензий, согласований, разрешений и резко упростив оставшиеся;
Если, кроме того, очистим экономику от рецидивов нового социализма: «позитивной дискриминации», гарантируем свободу частной дискриминации, если мы порвем навсегда с псевдо-экологическим нарративом;
и будем защищать природу исключительно распространением прав частной собственности (а значит и ответственности за ее использование перед соседями);
это не избавит нас от всех отрицательных последствий санкций.
Однако все эти меры нам жизненно необходимы совершенно безотносительно санкций. И если у нас хватит политической воли их осуществить, последствия как в случае Финляндии посла развала СССР и потери главного внешнего рынка, как в случае Сингапура после разрыва связей с Малайзией и ухудшения отношений с бывшей метрополией, как в случае Тайваня, потерявшего официальный статус и живущего постоянно под угрозой коммунистической агрессии будут почти не наблюдаемы невооруженным взглядом. Интерес бизнесов по всему миру сохранить и упрочить связи с нами перевесит, пересилит административную активность наших врагов и недоброжелателей. Неспособность добиться политических целей приведет к постепенному тихому снятию санкций – сначала в форме прекращения отслеживания их выполнения, а потом и к формальному.
В результате мы окажемся и с развязанными руками для освоения освобожденных территорий и искоренения терроризма, и с институтами защищенной частной собственности и свободы предпринимательства, гарантирующими процветание экономики на много поколений на здоровой основе.

Leave a Reply

Required fields are marked *.