В прошлогодней заметке о действиях предыдущего правительства Израиля отмечалось, что многие его шаги дают надежду террористам. Надежду наконец сбросить евреев в море. Надежду, которая и является главным фактором террора. В той заметке, написанной 1 апреля 2022 года, в частности отмечалось: “О.Бар Лев считает, что причиной устроенных арабами еврейских погромов мая 2021 – бедность и дискриминацию. Вся история последних 120 лет – как до, так и после создания государства показывает, что двигателем ярости и насилия против евреев являются не бедность, не отчаяние и уж точно не дискриминация тех, кто веками сам угнетал евреев. Готовность убивать евреев приходит от надежды. От надежды на успех убийств (полное уничтожение или изгнание евреев или, как минимум, безнаказанность). Смотри данные и примеры, собранные в нашей работе “To Kill Hope? In Search of a Reliable Strategy to Fight Terrorism” (русская версия ). Министр Бар Лев умоляет иностранное и почти открыто враждебное Израилю и евреям государство помочь бороться с террором но возражает против самообороны евреев. При этом он более чем сочувственно относится к «самообороне» арабов и препятствует полиции в защите евреев от погромов (в данном случае в квартале Иерусалима Шимон аЦадик). Такая политика министра дает врагам, террористам массу оснований для упомянутых выше надежд и, соответственно, вызывает естественную реакцию – террор и убийства евреев”.
К сожалению, наш прогноз относительно того что учуянный террористами запах надежды приведет к новым кровопролитиям сбывается. Он сбывается уже при новом правительстве. Так бывало и в прошлом, когда надежда поданная предельной уступчивостью на переговорах с Арафатом Эхудом Бараком взорвалась самой кровавой волной террора в 2001-2003 гг. Уже после того, как Барак проиграл третьи (пока последние) прямые выборы премьер-министра и ушел в отставку. Для того чтобы остановить волну тогда понадобилась серьезная армейская операция (חומת מגן – Защитная стена).
Даже при самых благоприятных для организаторов террора условиях для того чтобы впечатлить серией смертоносных терактов и атакуемое ими общество, и отчитаться должным образом перед спонсорами требуется немало времени. Нужно подготовить список целей, найти варианты доставки террориста на позицию, оснастить его и главное, подготовить в десятки раз больше “живых бомб” чем планируемое число терактов поскольку подавляющее большинство террористов не осуществляют (не могут осуществить) задуманное по разным причинам. Найти одного, зачастую, требует немалого времени и издержек. Даже поляки по наблюдению авторов “Малого конспиратора” в большинстве своем предпочитало поддерживать героев морально и издалека. Задача у организаторов террора – арабов на порядок более сложная – тут намного меньше желающих пожертвовать своей жизнью. Многие же из тех кто готов “выстреливаются” в ходе неорганизованных терактов. Они создают скорее “фоновый уровень” террора, чем могут помочь в подходящее время резко нарастить его (см. подробнее Kill hope? …). При этом подстрекательство “официальных террористов” Автономии на которое ссылаются многие вряд ли играет решающую роль, влияя скорее на тот самый “фоновый”, нецентрализованный террор. Фактор этот не нов, его описал еще Н.Щаранский (см. “В защиту демократии”), который будучи министром в правительстве Израиля с 1996 по 2005 год старался отслеживать это явление и удивлялся, почему американские дипломаты столь резко возражают против того, чтобы заставить “Автономию” прекратить пропаганду, что требовалось по соглашениям Осло.
В наши дни потребность в усилиях армии может быть существенно сокращена двумя способами (реформами). Первая – резкое облегчение самообороны, а не просто доступ к оружию граждан. Для чего, в частности, потребуется расширить и уточнить редакцию 4-й статьи Закона о правах и достоинстве о самозащите прав именно как о вооруженной самообороне. При таковой ситуация “вор в подкопе” полностью избавляет вооруженного гражданина от обязанности отчитываться перед полицией. Потребуется также сломать сопротивление судей, привыкших игнорировать право евреев на самооборону и утвердить на практике мощную презумпцию невиновности того, кто с оружием в руках защитил себя, свою семью или просто прохожего от террориста (или грабителя, которого не всегда можно от террориста отличить). В случае успеха этого компонента реформы число террористов уничтоженных просто случайными прохожими, и без того немалое, значимо возрастет.
Тут мы упираемся во вторую, куда более тяжелую проблему. Это разложение судебной системы, превратившуюся в партийно-политическую группировку и претендующую на почти неограниченную власть. И для того, чтобы искоренить террор, необходима судебная реформа. И чем скорее, тем лучше. Реформа намного более последовательная чем та, которая предложена Яривом Левином. Но нужен хотя бы первый шаг. Надеюсь, левые подобно арабам откажутся от обсуждения компромиссов и этот первый шаг не будет шажком.