Шомронский центр изучения экономической политики

На пути к эффективным институтам

Насколько оправданы надежды на рецепт Милтона Фридмана?

| 0 comments

Многие коллеги и многие из не утративших остатков человеческого образа политиков с энтузиазмом поддерживают реформу образования по рецепту 1955 года предложенному Милтоном Фридманом. Речь идет о том чтобы вернуть налогоплательщикам – родителям (впрочем не только налогоплательщикам) часть собранных с них налогов в виде платежного средства для оплаты услуг школы. Школы которую они сами выбирают для своих детей.

Понятно что такой выбор не радует сторонников загона человечества к счастью, которые в соответствии с рецептами Маркса, Энгельса и тоталитаристов XX  века пытаются использовать школу и университет как центры идеологической интоксикации.

Они кричат о провале ваучерного эксперимента со ссылкой на дружественных им исследователей. Последние, правда, обычно высказываются осторожнее в своих статьях и докладах (публикация, остающаяся свидетельством то ли славы то ли позора автора имеет силу остужать некоторые горячие головы). Такие исследователи утверждают, что успехи ваучерных экспериментов весьма скромные или по крайней мере намного меньшие чем казалось вначале.

В связи с этим, необходимо напомнить следующие обстоятельства. Сама реформа предлагалась Фридманом как временная мера для остановки агрессии государства против семьи и школы и для подготовки в дальнейшем контрнаступления в виде полноценной приватизации школы. Ваучерная реформа по необходимости оставляет в руках своих врагов слишком много рычагов и возможностей подрывать свою эффективность. Так, к примеру, новая педагогика (освобождение учителя от ответственности за результаты и даже за дисциплину в классе) и новые школьные программы зачастую перевешивают плюсы школьного выбора и успешно разлагают даже полностью частные школы.

Родители, вовремя сбежавшие из мультикультурального пригорода в неполиткорректный получают бОльшую часть плюсов школьного выбора и без конфронтации с чиновниками министерства образования.

Необходимо иметь чуть более широкое представление о проблемах и вызовах ваучерной схемы School Choice и главное, понимать место ваучерной схемы как переходной к полностью частной. Остановка этого процесса делает его почти полностью бессмысленным. Передает инициативу антиреформистам и позволяет постепено выхолостить реальный выбор.

В связи с этим записка – приложение к будущей книге “Стратегия долгосрочного процветания: в поисках растаявшего ориентира” – “Государственное образование: мотор или балласт? Обзор литературы о состоянии и истории государственного образования в США” была дополнена новыми материалами (обзором литературы о ваучерах) и вновь доступна Вашему вниманию в расширенном виде.

Leave a Reply

Required fields are marked *.