вдруг начинает тратить не по средствам.
А иногда расходы урезает
Пытаясь жить по средствам и сбалансировать бюджет.
И почему в последние сто лет достичь баланса
доходов и расходов не выходит
надолго…
Попыткой ответить на этот вопрос стал доклад “Некоторые политические факторы изменения нагрузки государства на экономику На примере старых рыночных и молодых демократий”
В работе предпринята попытка путем сравнительного анализа выборки старых демократий, а также описания набора эпизодов (включая и молодые демократии) выделить основные факторы резких изменений нагрузки государства на экономику. Нагрузка замеряется через отношение государственных расходов к ВВП. Рассматривается набор факторов “силы” и слабости” (в смысле способности балансировать бюджет) правительств в истории последних десятилетий. Это сепаратизм, правительства меньшинства, доминирование левых и правых партий, большие коалиции, доминирование одной партии с редкими сменами власти в результате выборов и т.п. Отдельно рассмотрен фактор всеобщего избирательного права породившего современные мощные левые партии и современную структуру интересов.
Показано, что большинство политических факторов значимо только в определенном историческом контексте определенной страны (стран). В то время как факторы производные от всеобщего избирательного права универсальны, действуют по всей выборке стран и эпизодов.
Окна возможностей для реформ и сокращения финансовых дисбалансов открываются в условиях тяжелого кризиса. Напротив, благополучная ситуация и на рынках и в государственных финансах стимулирует политическое давление в пользу новых расходных (невоенных) программ. Коалиция националистических групп со сторонниками свободной экономики выглядит наиболее вероятным политическим решением проблем, лежащих в основе регулярно воспроизводящейся нестабильности государственных финансов в мирное время.