Шомронский центр изучения экономической политики

На пути к эффективным институтам

Причина и механизм влияния образования на экономический рост прячется за политкорректными выводами

| 0 comments

В обзор литературы о последствиях огосударствления образования – оно перестало быть двигателем экономического роста развитых стран – добавлен небольшой но важный фрагмент. Обзор содержит описание проблем связанных с отсутствием стимулов у чиновников и отключением частных стимулов. Он однако не содержал даже в сжатом виде описания нормального механизма который конвертирует частное образование в ускорение экономического роста.

Многократно и жестоко битый за честные исследования связи преступления и наказания Исаак Эрлих к концу жизни предпочитает не создавать сенсаций и избегает роли бескомпромиссного борца за научную истину. В докладе 2018 года о причинах приведших США к роли и месту ведущей экономики мира Он и его соавтор предпочитают не тревожить читателя из безопасных мест университетов реальными причинами – свободным капитализмом, низкими налогами, которые обеспечили высокие темпы подушевого роста выпуска. Кроме того, отдавая должное иммиграции они не заостряют внимание на составе и качестве иммигрантов – людей близкой культуры, готовых адаптироваться к американским ценностям, много и тяжело работать. Сочетание свободы, быстрого роста подушевых доходов и массового притока иммигрантов обеспечило невероятные темпы экономического роста в течение длительного периода и превратили и без того небедную страну в мощный двигатель мировой экономики.

Объяснение авторов строится на раздувании  третьестепенного фактора. Федеральные власти после многочисленных попыток отвергнутых Конгрессом поощрить развитие образования провели решение о выделении многочисленных земельных участков (и без того недорогих в стране с огромной территорией и быстро растущей переферией) под строительство университетов. Последние будто бы и стали волшебной палочкой ускорения экономического роста наряду с массовым притоком мирных и трудолюбивых мусульман (нескольких тысяч) и миллионов поляков, итальянцев, евреев, немцев, шведов и т.д.

В то же время авторы проявили неравнодушие к своей научной репутации и на странице 18 вставили существенную оговорку. В параграфе “Underlying factors” они написали буквально  следующее:   «… most importantly, the factors enhancing the incentives that individuals and families have to invest in their own and their offspring’s  knowledge as well as the ability of the domestic economy to utilize the human capital that it generates». То есть именно частный спрос частных лиц на образование с тем, чтобы помочь детям и внукам одной стороны и спрос на образованных людей – со стороны фирм при свободе предпринимательства и надлежащей защите плодов успеха предпринимателей с другой, создавали реально работавший мощный механизм конвертации роста образованности в ускорение экономического роста.

 

Leave a Reply

Required fields are marked *.