В развитие доклада о возможности эффективной обороны при значительном бремени социальных расходов представляем доклад о важном частном случае. В отличие от большинства своих коллег по Социнтерну израильские лейбористы в течение заметного периода – 1947-1982 гг – признавали приоритет обороны среди задач государства.
В период Британского мандата мапайники и прочие израильские левые, как и все левые партии старых демократий, стоят на антимилитаристских позициях. Левые лидеры неоднократно обвиняли своих правых оппонентов (Жаботинского, Бегина) в милитаризме и даже в фашизме.
Бен Гурион ничтоже сумняшеся именовал Жаботинского “Дуче” и даже гитлером. Исключительно за “милитаризм”. То есть за требования профессионализации самообороны, требования строительства настоящей еврейской армии – то есть дисциплинированной и надлежаще подготовленной.
Однако незадолго до 1948 года лейбористы Израиля становятся ярко выраженными “оборонцами”.
Вот две истории того времени. Они хорошо иллюстрируют динамику отношения левых к наказаниям военных и к угрозе снижения боеспособности запуганной армии.
(1) 23 декабря 1954 года иорданские арабы убили (на территории контролировавшейся тогда иорданской армией) Шошану Хар-Цион (Shoshana Har-Zion) и ее друга Oded Wagmeister (обоим было по 18 лет). Их тела обнаружили под камнями спустя шесть недель. Естественно для этого санкционированно вторглись за линию прекращения огня 1949 года. Брат убитой, известный боец спецназа Меир Хар-Цион (Meir Har Zion, отряд 101) вместе с тремя товарищами самовольно проник на территорию к востоку от линии перемирия 1949 г.. Там спецназовцы атаковали мужчин клана к которому, предположительно, принадлежали убийцы. Убив четверых, они благополучно вернулись на базу отряда. Были арестованы, однако благодаря личному вмешательству Бен Гуриона не были даже отданы под суд. Впоследствие, Бен Гурион пригласил Meir Har Zion в список своей партии на выборах 1965 года на символическое 101-е место.
(2) 29 октября 1956-го года был первым днем войны на Синае. Многие жители деревни Кфар Кассем (Qfar Kasem, Qfar Kasim) не успели в этот день вернуться домой до наступления ужесточенного незадолго до этого комендантского часа. 48 нарушителей было застрелено на нескольких постах. Военных, виновных в кровопролитии отдали под суд и им были вынесены приговоры (от 7 до 17 лет заключения). В течение года после начала отбывания срока все осужденные были амнистированы президентом Yitzhak Ben-Zvi. Власти обоснованно опасались произвести нежелательное впечатление на армию. Прежде всего, такие меры (как и амнистирование лейтенанта Келли (William Calley) Никсоном) предотвращали страх и нежелание офицеров избегать ответственности в сложных ситуациях.
“Нельзя одновременно размахивать двумя флагами – обороны и социальных реформ” – говорил в 1971-м году министр обороны Моше Даян. И выбор в этот период чаще делался в пользу обороны.
Еще на похоронах Й.Нетаньяху министр обороны Ш.Перес заявляет: “….риски подобных операций высоки. Но они оправданы рисками сопряженного (альтернативного) выбора подразумевающего капитуляцию перед террористами , шантажистами…” Еще в начале Первой ливанской войны Перес и лейбористы поддерживают решение правительства.
В период с 1977 по 1982 год их позиция дрейфует к первоначальной, типичной для левых партий – приоритет социальных расходов и задач над обороной страны и безопасностью граждан. Логическое завершение такой эволюции – война левых с Армией как с институтом, попытка построить и внедрить правила, делающие победу для командира более опасной опцией, нежели поражение или бездействие.
Потеря полного контроля над всеми ветвями и механизмами власти похоже разрушила восприятие левыми Израиля как своего “корпоративного” актива, причем актива весьма надежного. Если его надлежащим образом защищать. Поэтому у них и появлялся стимул защищать.
Сегодня у них есть стимул возможно быстрее избавиться от ненадежного актива. Отсюда популярная тема бытовых обсуждений среди светских жителей Тель-Авива: дом за границей и второй паспорт при том, что они продолжают занимать вполне комфортные позиции и на государственной службе и в компаниях, зависимых от госрегулирования, и в СМИ и в университетах. Не говоря уже о судебной системе и прокуратуре (см. главу 10 – “Закрытие демократии. Факторы ограничения политической конкуренции Книги).
Полный текст доклада (на английском): http://ssrn.com/abstract=2425418