Шомронский центр изучения экономической политики

На пути к эффективным институтам

КНР: можно ли обойтись госинвестициями?

| 0 comments

В Главе 8 нашей книги мы отмечали тревожные тенденции ухудшения инвестиционного климата в КНР в следствие преследования предпринимателей (включая иностранных). По всей видимости властям снижение притока новых инвестиций которое мы прогнозировали не казалось большой бедой. Во всяком случае они с размахом пытались компенсировать (заместить) приток частных инвестиций государственными.

Примером и памятником эффектным, масштабным и повышающим краткосрочные показатели роста проектов является печально известный город-призрак Ордос во Внутренней Монголии.

Китайские власти не раз удостаивались похвал за удачную реформу в сфере межбюджетных отношений, давшую значительные полномочия провинциальным и местным властям. В условиях подрыва властями частных стимулов к инвестированию, эти уровни власти также включились в гонку госинвестиций, чтобы продемонстрировать Центру свою эффективность.

Результаты не заставили себя долго ждать (см. также статью в Wall Street Journal). Совокупный долг субнациональных правительств в Китае не просто быстро растет. Проблема в том, что размер этого долга уже сегодня оказывается сложно оценить и, соответственно прогнозировать его динамику.

Конечно, большая часть  этого долгов формально за пределами ответственности центральных властей и они не могут привести даже при самом неблагоприятном сценарии развития к дефолту в Пекине. Однако опасность неконтролируемого роста субнациональных долгов в том числе для доверия к центральному правительству в централизованной и авторитарной политической системе очевидна.

При этом, признаков готовности  китайских властей отказаться от произвольных арестов и посадок как инструмента в отношениях с бизнесом пока не наблюдается. Сделанный нами ранее прогноз, таким образом, пока оправдывается.

 

Leave a Reply

Required fields are marked *.