В Китае казнен очередной крупный предприниматель. Как и упоминавшийся нами первый арестованный в 2009-м году предприниматель с иностранным гражданством (австралийским) Стерн Ху (Stern Hu), Лю Хань занимался добычей железной руды. Не исключено, что мог быть связан с делом австралийского коллеги. Но это не важно. История пугающая западных обозревателей загадками китайской души для нас выглядит банальной. Крупный (очень крупный) предприниматель признан виновным в создании мафиозных банд, подпольных казино и в торговле оружием. Дополнительные высокорискованные бизнесы были ему, очевидно, жизненно необходимы.
Если дополнить “вводные” тем, что у несчастного “сгорела крыша” – некогда могущественный шеф местной Госбезопасности Чжоу Юнкань лишился поста и партбилета – история становится просто скучной. Понятно, что с тем же успехом Лю Ханя могли признать марсианским шпионом. Естественно, казнили не одного а с четырьмя коллегами. Раз банда.
В 1980-90-е годы – при Дэн Сяопине и его ближайших преемниках коррупции видимо было не меньше. Однако в эти годы препдриниматель знал кому давать, сколько и был уверен что “построенная крыша” не даст протечки. Успехи отечественного бизнеса и ужасы современного дерегулирования в Западной Европе и Северной Америке (защита окружающей среды, борьба с дискриминацией и многое другое) исправно выталкивали все новые бизнесы в КНР. Куда под казавшееся вполне надежным “честное китайское коммунистическое слово” шли огромные инвестиции – деньги, технологии.
Продолжающийся в Китае уже более пяти лет свирепый передел власти и собственности с замещением перепуганных иностранных инвесторов спокойными чиновниками, организующими “гармоничные” инвестиции из бюджета дополняют картину качества современного китайского экономического роста.
Страна, в которой мало чего стоит жизнь крупного предпринимателя, не может защищать частную собственность. Без надежной защиты собственности и собственника любое законодательство о регулировании бизнеса не стоит бумаги на которой опубликовано.
К сожалению, пока наши прогнозы о долгосрочных перспективах китайской экономики получают все новые подтверждения.